Нервная анорексия

Расстройство пищевого поведения, которое характеризуется сознательным ограничением питания или полным отказом от пищи. Основная цель такого поведения - избавиться от личного веса. В последние годы анорексия очень распространена среди молодежи.

Анорексия начинается незаметно.  Человек (чаще всего молодая девушка) увлекается идеями правильного питания, решает похудеть и садится на диету, сопровождая ее спортивными упражнениями.

Через какое-то время появляются первые результаты, которые радуют худеющего и не остаются без внимания окружающих. Человек решает продолжать худеть. Диеты становятся все более суровыми: больной отказывается сначала от любимых продуктов, затем от всех продуктов и в конце переходит на соки и чай. Стремление похудеть превращается в главную жизненную цель и заменяет все прежние интересы.

С этого момента простое увлечение правильным питанием становится психическим расстройством. Больной отмечает все больше недостатков в своём внешнем виде, которые, по его мнению, можно исправить только голоданием и физическими нагрузками. При этом человек совершенно не замечает появляющихся проблем со здоровьем.

В итоге начинается истощение организма, которое вызывает нарушение работы многих органов, но больной анорексией так и не собирается признавать, что ему нужна помощь. В таком случае просто прекращение голодания уже ничего не изменит. Здесь требуется вмешательство врача-психиатра.

Главное – вовремя распознать анорексию.  Необходимо знать основные симптомы заболевания. Тогда сразу станет понятно, когда пора начинать бить тревогу, если кто-то из близких принялся активно худеть.

Основные симптомы нервной анорексии

• навязчивость идеи о похудении;
  • нездоровое восприятие собственного тела;
  • резкое снижение веса;
  • болезненное увлечение специальными диетами и комплексами физических упражнений;
  • страх перед увеличением веса;
  • попытки вызвать рвоту после приёма пищи.

У больных часто обнаруживаются и такие признаки нервной анорексии, как депрессия, суицидальные наклонности, проблемы со сном, потеря интереса к хобби, увлечениям и т.д.

Чем опасна анорексия?

Резкое снижение веса отрицательно влияет на работу практически всех органов. Первыми появляются проблемы с гормонами и менструальным циклом, а затем истощение вызывает нарушения работы сердечной мышцы. Постоянное голодание влияет и на мозговую деятельность: снижается концентрация внимания, повышается утомляемость.

Если вовремя не принять необходимые меры, больной анорексией может умереть. По данным исследований смертность при нервной анорексии составляет около 10%. Таким образом, у людей, страдающих анорексией, риск умереть в четыре раза выше, чем у здоровых людей того же пола и возраста. Поэтому очень важно вовремя обнаружить заболевание и начать его лечить.

Об особенностях развития и лечении нервной анорексии читайте в книге В.Л. Минутко "Неправильное питание".

Диагностика анорексии

Диагностика заболевания необходима. Она позволит выявить, симптомы какого расстройства наблюдаются у пациента, и действительно ли человек болен анорексией. Это важно, поскольку некоторые симптомы анорексии совпадают с признаками булимии, в то время как лечение этих заболеваний все-таки отличается.

Кроме того, в ходе тщательной диагностики врач может исключить или, напротив, определить наличие у пациента каких-то других психических заболеваний, не связанных с расстройством пищевого поведения. Довольно часто анорексия сопутствует серьезным психическим расстройствам (шизофрении, психозам, истерии). Исследователи также отмечают, что анорексия может сочетаться с некими соматическими заболеваниями, сопровождающимися потерей веса. Все эти показатели следует учитывать в процессе диагностики.

Для различения анорексии и обычной худобы используются следующие критерии: аномально низкая масса тела, нарушение менструального цикла и нездоровое восприятие собственного веса и фигуры;

Основные методы диагностики анорексии:

• заполнение специальных опросников;
  • МРТ для исключения опухолей мозга;
  • анализы крови, с помощью которых определяется недостаток питательных веществ, а также проблемы с гормональным фоном;
  • биоимпедансометрия для измерения показателей тела: идеального веса, количества жировой ткани, обмена веществ и т.д.

Подробнее здесь

Лечение анорексии

При лечении больных анорексией должен соблюдаться комплексный подход, который подразумевает восстановление физических функций организма, а также серьезную работу с психологической стороной проблемы: обучение больного пищевому поведению, формирование у пациента здорового представления о своем теле. Помимо психотерапии анорексии во время лечения используются инструментальная и медикаментозная терапия.

При лечении анорексии очень важна групповая психотерапия, которая позволяет больным делиться собственным опытом. В процессе лечения анорексии является необходимым назначение правильной диеты и мониторинг соматического состояния пациента. При диетотерапии также важно контролиовать непосредственно процесс приема пищи: больные должны есть 6 раз в день небольшими порциями, которые хорошо усваиваются.

При лечении анорексии также необходимо назначение лекарственных препаратов. Однако фармакотерапия требует тщательного подбора препарата и постоянного контроля его содержания в крови. Поскольку организм больного сльно истощен, к фармакотерапии нужно подходить с большой остоожностью, учитывая все диагностические данные.

Анорексия излечима, если своевременно провести диагностику и назначить правильный комплекс лечебных мер. По статистике, около половины пациентов избавляются от анорексии навсегда.

Наша клиника уже более 10 лет занимается лечением анорексии. Мы проводим тщательную диагностику и составляем индивидуальный план лечения для каждого пациента. Лечение проводится на базе круглосуточного стационара, а также в нашем амбулаторном центре в Москве. Стационарное лечение при анорексии является более предпочтительным, так как многие пациенты избегают лечения или отказываются от него. На базе стационара все пациенты находятся под постоянным надзором врачей и персонала. Это позволяет следить за тем, чтобы пациент выполнял все предписания врача.

Узнайте подробнее: Как лечат анорексию сегодня в клиниках России?

Где лечить анорексию?
Интервью специалиста клиники «Психическое здоровье»

врача-психиатра, психотерапевта стационара — Паниной А.В.

У Вас появились вопросы? Нужна консультация?   Позвоните нам