Нервная анорексия

Пищевое расстройство, при котором у людей наблюдается снижение чувства голода и отсутствие аппетита, что появляется  в результате ограничения питания или полного отказа от пищи. В последние годы  анорексия очень распространена среди молодежи.

Анорексия начинается незаметно.  Человек (чаще всего молодая девушка) увлекается идеями правильного питания, решает похудеть и садится на диету, сопровождая ее спортивными упражнениями.

Через какое-то время появляются первые результаты, которые радуют худеющего и не остаются без внимания окружающих. Человек решает продолжать худеть. Диеты становятся все более суровыми: больной отказывается сначала от любимых продуктов, затем от всех продуктов и в конце переходит на соки и чай. Стремление похудеть превращается в главную жизненную цель и заменяет все прежние интересы.

С этого момента простое увлечение правильным питанием становится психическим расстройством. Больной отмечает все больше недостатков в своём внешнем виде, которые, по его мнению, можно исправить только голоданием и физическими нагрузками. При этом человек совершенно не замечает появляющихся проблем со здоровьем.

В итоге начинается истощение организма, которое вызывает нарушение работы многих органов, но больной анорексией так и не собирается признавать, что ему нужна помощь. В таком случае просто прекращение голодания уже ничего не изменит. Здесь требуется вмешательство врача-психиатра.

Главное – вовремя распознать анорексию.  Необходимо знать основные симптомы заболевания. Тогда сразу станет понятно, когда пора начинать бить тревогу, если кто-то из близких принялся активно худеть.

Основные симптомы нервной анорексии

• навязчивость идеи о похудении;
  • нездоровое восприятие собственного тела;
  • резкое снижение веса;
  • болезненное увлечение специальными диетами и комплексами физических упражнений;
  • страх перед увеличением веса;
  • попытки вызвать рвоту после приёма пищи.

У больных часто обнаруживаются и такие признаки нервной анорексии, как депрессия, суицидальные наклонности, проблемы со сном, потеря интереса к хобби, увлечениям и т.д.

Чем опасна анорексия?

Резкое снижение веса отрицательно влияет на работу практически всех органов. Первыми появляются проблемы с гормонами и менструальным циклом, а затем истощение вызывает нарушения работы сердечной мышцы. Постоянное голодание влияет и на мозговую деятельность: снижается концентрация внимания, повышается утомляемость.

Узнайте подробнее: Как проявляется анорексия? И как меняется личность больного?

Диагностика анорексии

Диагностика заболевания необходима. Она позволит выявить, симптомы какого расстройства наблюдаются у пациента, и действительно ли человек болен анорексией. Кроме того, в ходе тщательной диагностики врач может исключить или, напротив, определить наличие у пациента каких-то других заболеваний. Довольно часто анорексия сопутствует серьезным психическим расстройствам.

Для различения анорексии и обычной худобы используются следующие критерии: аномально низкая масса тела, нарушение менструального цикла и нездоровое восприятие собственного веса и фигуры;

Основные методы диагностики анорексии:

• заполнение специальных опросников;
  • МРТ для определения атрофий мозга и исключения опухолей мозга;
  • анализы крови, с помощью которых определяется недостаток питательных веществ, а также проблемы с гормональным фоном.

Лечение анорексии

При лечении больных анорексией должен соблюдаться комплексный подход, который подразумевает восстановление физических функций организма, а также серьезную работу с психологической стороной проблемы: обучение больного пищевому поведению, формирование у пациента здорового представления о своем теле. Помимо психотерапии во время лечения анорексии используются инструментальная и медикаментозная терапия.

При лечении анорексии очень важна групповая психотерапия, которая позволяет больным делиться собственным опытом. В процессе лечения анорексии является необходимым назначение правильной диеты и мониторинг соматического состояния пациента.

Анорексия излечима, если своевременно провести диагностику и назначить правильный комплекс лечебных мер. По статистике, около половины пациентов избавляются от анорексии навсегда.

Наша клиника уже более 10 лет занимается лечением анорексии. Если столкнулись с проблемой анорексии, посетите наш амбулаторный центр в Москве.

Узнайте подробнее: Как лечат анорексию сегодня в клиниках России?

Где лечить анорексию?
Интервью специалиста клиники «Психическое здоровье»

врача-психиатра, психотерапевта стационара — Паниной А.В.

У Вас появились вопросы? Нужна консультация?   Позвоните нам