Комплексное лечение шизофрении

Шизофрения. Этот диагноз обрушивается на человека как гром среди ясного неба, застает врасплох, принося с собой отчаяние, одиночество и страх перед будущим. Сложившееся представление о шизофрении рисуют перед человеком и его близкими картины, вызывающие чувство безысходности. Но это далеко не так - жизнь на этом не заканчивается.

10 лет успешной работы с заболеванием позволяют нам сказать: раннее выявление болезни, верно поставленный диагноз, квалификация врача и своевременно начатое лечение шизофрении во много определяют дальнейшее течение и способны обеспечить стойкий и длительный период ремиссии, позволяя человеку жить полной жизнью.

Симптомы

Проявления болезни могут быть весьма разнообразны. Выделим основные симптомы шизофрении.

Негативные:

• нарастающая пассивность и в деятельности, и в социальных контактах;
  • сужение спектра интересов, круга знакомств;
  • двигательная заторможенность;
  • обеднение речи;
  • когнитивные нарушения (внимание, память, мышление).

Продуктивные (позитивные) симптомы — это те проявления, которых нет и не может быть у здорового человека:

• галлюцинации (чаще всего — слуховые, в виде голоса/ голосов, которые субъективно человек может слышать как в голове. так и вне ее); они могут комментировать действия, давать им оценку, а позже, по мере нарастания болезни, угрожать или приказывать;
  • бред, проявляющийся при шизофрении в большинстве случаев; эти устойчивые убеждения пациента в чем-либо, не поддающиеся воздействию критики или приведения каких-либо логических доводов со стороны окружающих, всегда противоречат окружающей действительности;
  • деперсонализация и дереализация (ощущение размытости границ собственной личности, «Я» и окружающего реального мира).

Аффективные:

• депрессия (нередко сопровождающаяся суицидальными явлениями);
  • угнетенное эмоциональное состояние;
  • амбивалентность эмоций.

Не откладывайте визит к врачу, если:

• появились галлюцинации, бредовые идеи, подозрительностья;
  • происходят нарушения памяти, мышления, внимания;
  • наблюдается снижение волевого компонента, апатия, социальная отгороженность, замкнутость;
  • заметна утрата интересов к работе;
  • неопрятность, отсутствие интереса к собственной внешности;
  • наблюдаются отставленные или замедленные ответы на вопросы;
  • появилась неадекватность в поведении;
  • наблюдаются изменения в отношении близких людей.

Помните: при ранней диагностике болезнь гораздо успешнее поддаётся лечению!

Колоссальным опытом в диагностике и лечении шизофрении обладает руководитель нашей клиники доктор медицинских наук Виталий Леонидович Минутко. В своей видеолекции он приводит общие сведения о заболевании.

Лечение шизофрении - комплексный подход

Эффективное лечение предполагает полное устранение симптомов шизофрении, обеспечивающее практически полное избавление от болезни. Программа лечения должна комплексно влиять на основные синдромы заболевания и быть безопасной для пациента. Максимальный эффект и стойкая  ремиссия достигаются за счет единства терапевтических методов, включающих в себя:

• фармакологическую терапию с использованием атипичных антипсихотиков;
  • психотерапевтическую помощь пациенту и его родственникам, в том числе тренинги социальных навыков, социотерапию, психообразовательную работу, реабилитационную программу, социально-трудовую реабилитацию больного и др.

Последовательность этапов лечения. На различных стадиях заболевания должны использоваться разные стратегии и терапевтические подходы. Купирование острого психоза и последующее лечение больного шизофренией – разные задачи.

Обоснованность госпитализации. В случае обострения  шизофрении необходима госпитализация, главная цель которой заключается в возможности оказания специалистами помощи пациенту в контролируемой обстановке. Лечение в условиях стационара также будет целесообразно в случае, когда симптомы шизофрении  регистрируется впервые, поскольку в стационаре имеются все условия для более точной постановки диагноза, подбора оптимальной  и безопасной лекарственной терапии.

Начало лечения

Необходимым условием начала лечения шизофрении является проведение детальной диагностики состояния пациента. В виду многоликости этого заболевания, нужно убедиться, что это именно шизофрения, а не другое нарушение в работе мозга.

Всесторонняя оценка состояния больного проводится как на основании клинических показателей, инструментальных и лабораторных исследований, так и по результатам  диагностики особенностей его личности и выраженности когнитивных нарушений, анамнеза жизни и болезни.

Лекарственная монотерапия

Фармакотерапия — наиболее важная часть лечения шизофрении. Подбор препарата и его дозировка производится, в зависимости:

• выраженности симптомов шизофрении и тяжести/остроты состояния;
  • особенности проявления болезни, в частности когнитивных нарушений;
  • длительности болезни;
  • этапа терапии: профилактика, терапия первого психотического эпизода, фаза стабилизации, поддерживающее лечение, противорецидивная терапия, купирование рецидива;
  • клинических и лабораторных показателей;
  • сомато-неврологической патологии;
  • а также от чувствительности организма к данному лекарству.

Главным принципом медикаментозной терапии в клинике «Психическое здоровье» является  монотерапия (подбор одного препарата, который проводиться по результатам анализов, с последующим контролем концентрации препарата в крови, определением аллергической  чувствительности к медикаменту и возможных побочных эффектов).

Лекарственная  монотерапия позволяет исключить вероятность нежелательного взаимодействия различных лекарств между собой, обеспечивает эффективность лечения и его безопасность.

Психотерапия

Важными задачами психотерапии при шизофрении являются:

• профилактика рецидива заболевания;
  • уменьшение выраженности того или иного симптома шизофрении;
  • восстановление нарушенных когнитивных функций;
  • сохранение и развитие различных видов активности, социальной деятельности.

Выбор методов психотерапии шизофрении определяется особенностью фаз, форм и типов течения заболевания. С помощью специальных психотерапевтических техник, применяемых в рамках  индивидуальных, семейных и групповых занятий, пациенты могут быть обучены распознаванию и умению ослабить выраженность ряда симптомов заболевания: расстройств восприятия, бреда и проявлений деперсонализации.

Идентификация «ранних симптомов обострения» шизофрении считается важным аспектом психотерапевтической работы с пациентом.

Основные направления психосоциальной помощи

Индивидуальная поддерживающая психотерапия направлена на предупреждение и коррекцию нарушений поведения в критических ситуациях, помогает избегать стрессовых ситуаций. Традиционно рекомендуется во время острой фазы.

Индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия воздействует на искаженные процессы восприятия; демонстрирует пациенту связь между мышлением, эмоциями и поведением; формирует навыки самообладания.

Психообразование (индивидуальное, групповое и семейное) направлено на ознакомление  пациента и его семьи с основными знаниями о шизофрении, ее лечении, возможностях борьбы с недугом и способах препятствования рецидиву болезни.

Тренинг социальных навыков направлен на улучшение социальных способностей и умений решать проблемы улучшению социальной адаптации, содействует формированию собственной деятельности и способности развития стратегии преодоления.

Когнитивная реабилитация в индивидуальной и групповой форме способствует коррекции когнитивных нарушений и отработке основных когнитивных функций (память, внимание, мышление).

Семейная терапия играет важную роль при нарушенных семейных связях.

Профессиональная реабилитация (индивидуальная и групповая) разрабатывается стратегия включения больного в трудовую деятельность, с последующей постепенной реализацией.

Терапевтический менеджмент в индивидуальной и групповой форме.

Реабилитация

После достижения стойкой ремиссии пациент должен находиться под контролем врачей и родственников. Этап последующей его реабилитации планируется индивидуально. Совместно с пациентом и его родственниками составляется общая программа лечебных мероприятий. План реабилитации должен учитывать особенности течения болезни, индивидуальный социально-трудовой статус больного. Помимо медикаментозной терапии, в него могут входить в сочетании: психосоциальная терапия, занятия  по  профилактики рецидивов заболевания, психообразовательная работа, социально-трудовая реабилитация.

Ключевым моментом терапии и реабилитации больных шизофренией является профилактика рецидивов заболевания.

При рецидиве шизофрении необходимо тщательно изучить возможные причины его возникновения, для того чтобы прервать начавшееся обострение болезни и прогнозировать его дальнейшее течение.
Основными причинами рецидива чаще всего являются плохое сотрудничество больного с врачом и несоблюдение рекомендованного режима. Также в случае обострения необходимо проверить качество терапии.

Комплексный подход к лечению шизофрении в клинике «Психическое здоровье» основан на последних достижениях в области медицины. Применяемые методики дают результаты в любой клинической ситуации. На протяжении более десяти лет наши врачи помогают добиться долгого периода ремиссии,  что очень важно, как для самого больного, так и для тем, кто находится с ним рядом.

Важно! Для того чтобы контролировать болезнь, пациентам, страдающим шизофренией, крайне важно регулярно, не реже 2 раз в месяц, посещать своего лечащего врача, и не прекращать приём медикаментов.

Благодаря наличию собственной клинической лаборатории, оснащённой уникальным оборудованием, наши специалисты проводят исследования патогенеза шизофрении, и на основе полученных данных разрабатывают новые методы лечения этого недуга.

Мы помогли уже многим, поможем и Вам!    Позвоните нам