Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения сейчас в мире от депрессии страдают порядка 350 млн. человек. В тяжёлых случаях депрессия способна привести к самоубийству. Только по официальной статистике, это 1 миллион смертельных случаев в год.

Депрессия — это психическое расстройство, требующее своевременной медицинской помощи.

Наиболее подвержены влиянию заболевания жители мегаполисов: высокий темп жизни, плохая экология и постоянные стрессы угнетающе воздействуют на нервную систему. Всё это приводит к возникновению депрессии и сопутствующих психосоматических заболеваний. Именно эти заболевания зачастую препятствуют правильной диагностике депрессии, т.к. человек в первую очередь обращается к врачам общего профиля с жалобами на физическое недомогание. Лечение, направленное на устранение вторичных проявлений, не приносит желаемых результатов.

Руководитель нашей клиники Виталий Леонидович Минутко, психиатр с 35-летним опытом работы с депрессивными расстройствами, рассказывает о биопсихосоциальных причинах, признаках и комплексном лечении заболевания:

При отсутствии надлежащего лечения состояние депрессии может стать хроническим, грозить нарушением социальной адаптации: проблемами в семье, потерей трудоспособности, летальным исходом.

Комплексный подход к лечению депрессии, применяемый в нашей клинике, совмещает современную фармакотерапию, пвсихотерапию и новые немедикаментозные методы, причем лекарства выдаются исключительно при тяжелых, запущенных формах заболевания.

ДИАГНОСТИКА

Во всем мире остро встаёт проблема правильной постановки диагноза «депрессия». И только качественное диагностическое обследование может предшествовать полноценному лечению депрессии.

Диагностика депрессии: депрессивная триада - заторможенность двигательная и мыслительная, снижение настроения

Диагностика депрессии начинается с  определения подавленности психических функций пациента. Известна так называемая депрессивная триада:

1. Заторможенность двигательная проявляется в скованности движений, медлительности, иногда доходящей вплоть до ступора.
  2. Замедление мышления, речи характерны для идеаторной заторможенности при депрессии. Так же можно отметить затруднение осмысления происходящего, сложность в выборе принятия решений, отсутствие спонтанной речи.
  3. Снижение настроения (тоску, печаль, подавленность) следует отличать от временных явлений в изменении настроения. Главным отличием здесь является то, что при нормальном, неболезненном изменении настроения оно приходит в норму, как только исчезает источник стресса, раздражения и проч., что послужило его изменению.

СИМПТОМЫ

Кроме того, обратить на себя должны следующие признаки депрессии:

Подавленность влечений:

• снижен аппетит, утерян вкус пищи;
  • снижено половое влечение;
  • нарушен сон: его продолжительность стала меньше; появились ранние пробуждения, нарушено засыпание, есть субъективное ощущение отсутствия сна (явление, когда человек спит, но пробуждается уставшим и с чувством, что не спал совершенно).

Физиологическая симптоматика:

• снижается вес;
  • отсутствуют слезы;
  • волосы становятся сухими, ногти ломкими;
  • запоры;
  • повышение артериального давления, учащение сердцебиения;
  • расширенные зрачки глаз.

Психологическая симптоматика:

• понижена самооценка, появляются идеи самоуничижения, самообвинения;
  • настоящее, будущее и прошлое оценивается пессимистически;
  • нет интереса к жизни, радости, чувства удовольствия (ангедония);
  • избегание контактов с окружающими и одновременное страдание от чувства одиночества, никчемности, ненужности;
  • суточные колебания настроения (утром – хуже, вечером - лучше);
  • мысли или фразы о самоубийстве.

Поскольку для депрессии характерны суточные колебания настроения, то как правило большая доля попыток суицида у людей, больных депрессией, приходится на ранее утро.

Перечисленные признаки депрессивного расстройства (совокупность нескольких из них) могут указывать на наличие заболевания и необходимости немедленного обращения к врачу.

ЛЕЧЕНИЕ

Депрессия легкой формы может быть вылечена без лекарств, при помощи специалиста — психотерапевта. Медикаментозное лечение депрессий показано при умеренной и тяжелой степени заболевания, но только в комплексе с психотерапией.

Психотерапия

Это метод словесного взаимодействия пациента и психотерапевта, позволяющий разрешать текущие внутренние проблемы, анализировать актуальные психические состояния и находить наилучшие пути разрешения проблемных ситуаций. Программа психотерапии подбирается индивидуально, исходя из предпочтений пациента. Случается, что психотерапевт не останавливается на одном конкретном методе, используя в своей практике техники различных психотерапевтических направлений.

Фармакологическое лечение

В настоящее время медикаментозная терапия депрессивного расстройства возможна при помощи различных видов антидепрессантов (трициклических или селективных ингибиторов обратного захвата серотонина). Они дают эффективность с точки зрения уменьшения депрессивных симптомов, позволяют человеку лучше функционировать, снижают суицидальные показатели. Естественно, назначать данные препараты может только врач, поскольку они имеют особенности применения и должны назначаться только с учетом результатов диагностики.

Немедикаментозные методы лечения

Вместе с психотерапией к немедикаментозным методам лечения относятся:

• транскраниальнуая магнитная стимуляция (некогда ее прототипом была, и еще продолжает оставаться электросудорожная стимуляция мозга, которая дает ощутимый эффект при тяжелой депрессии);
  • светотерапия — метод воздействия светом определенной длины, что способствует в одних случаях выработке серотонина (гормона хорошего настроения), в других — для настройки циркадных ритмов («внутренних биологических часов»), и даже — облегчения боли;
  • арттерапия — лечение искусством (музыка, рисование, лепка, литература и проч.);
  • гипнотерапия;
  • акупунктура.

ЭФФЕКТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ

На протяжении многих лет мы помогаем людям выйти из депрессии. На основе более чем 10-тилетнего опыта нашими специалистами были выявлены ключевые факторы эффективного лечения депрессии:

1. Комплексный подход. Одним из важнейших условий результативности лечения является комплексный подход и индивидуальная для каждого случая программа, разработанная коллективом опытных специалистов.

2. Полноценная диагностика. Как при лечении депрессии в стационаре, так и амбулаторно, в первую очередь проводится предварительная комплексная диагностика с целью выявления истинной причины заболевания (порой оно носит маскированные формы).

3. Контроль содержания препарата в крови. При лечении мы используем не только индивидуально подобранные, качественные и проверенные антидепрессанты, прием которых тщательно контролируем с целью предотвращения побочных эффектов и передозировок. (Это помогает сделать метод «терапевтического окна»). Мы точно определяем минимальную дозу, достаточную для наступления терапевтического эффекта и как правило, назначаем только один препарат.

4. Современное оборудование. Как сама клиника, так и стационар оснащен всем необходимым оборудованием для немедикаментозного лечения депрессии, а врачи владеют всеми эффективными методами оказания психотерапевтической помощи.

5. Профессионализм врачей. Чтение результатов анализов, верная постановка диагноза, построение индивидуальной программы лечения - всё это находится в компетенции лечащего врача. Наш персонал имеет огромный опыт практической работы и степени кандидатов и докторов медицинских наук, постоянно обучается, участвует в международных конференциях.

С 2003 года мы возвращаем людям радость жизни. Обращайтесь, и мы Вам поможем!

Узнайте больше о лечении депрессии в клинике «Психическое здоровье» по телефону:

Наш телефон