Зрелая личность

Какова она — принципиальный вопрос психологии личности. Он поставлен уже в древних текстах. Если Ветхий завет представляет человека в тесных рамках элементарных запретов, то Евангелие видит его совсем иначе, как бы в сияющих лучах небесного света. В психологии эта дилемма возникла благодаря А.Адлеру. Именно он предложил образ человека, который вселял удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование, связанные с психоанализом и бихевиоризмом. В своих поздних работах А.Адлер предложил понятие креативного Я как первопричины всего человеческого, того, что делает человека творцом своей жизни, придает смысл его существованию.

Как сформировать зрелую личность? Обратитесь за советом психолога!

Альтруизм, человечность, стремление  к сотрудничеству, чувство собственного достоинства, творческое начало — вот, пожалуй, основные критерии зрелой личности, по А.Адлеру. Немалый вклад в реабилитацию образа человека принадлежит Э.Фромму с его критикой психоанализа под влиянием работ К.Маркса. Э.Фромм, предпочитавший называть себя диалектическим гуманистом, считал исключительно человеческими переживаниями чувства нежности, любви и сопереживания, ответственности, идентичности, честности, трансценденции и свободы, ценности   и нормы. Редукционистские представления о человеке не встретили сочувствия со стороны феноменологического и экзистенциалистского направлений психологии личности. Впервые четкие критерии зрелой личности формулировал Г.Оллпорт. Однако наиболее полно и детально они представлены в работах А.Маслоу (1950, 1971). Вот они.

  • Более эффективное или «бытийное» восприятие реальности — такой, какова она  в действительности.
  • Принятие себя, других и природы во всех проявлениях и без сверхкритики недостатков, без вины, страха и тревоги, но с удовольствием и благодарностью.
  • Непосредственность, простота, искренность без желания производить впечатление и следовать условностям, действуя при этом твердо и непримиримо, но вместе с тем терпимо, деликатно.
  • Центрированность на проблемах, сосредоточенность на задачах, которые они считают своей личной, когда человек и его работа подходят друг другу и «принадлежат друг другу, как ключ и замок».
  • Независимость: осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счет, но не в ущерб их объективности.
  • Автономия: независимость от предписаний культуры и окружения — самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, внутренняя мотивация.
  • Свежесть восприятия: независимость от стереотипов мышления — способность видеть новизну в самых обычных событиях жизни и стремление оценивать по достоинству все, что происходит; индивиду интересно все, скуки он не знает.
  • Вершинные или мистические переживания: способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (собственно мистицизм, оккультизм не имеют к этому никакого отношения).
  • Общественный интерес — искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, «братская» любовь к людям  и человеческому сообществу.
  • Глубокие межличностные отношения, особенно с теми, кто более здоров и близок к самоактуализации, нежели «средний» человек.
  • Демократический характер — отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без того, чтобы стремиться к превосходству или проявлять предубеждение.
  • Разграничение средств и целей, т. е. этическая определенность и твердость, обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения.
  • Философское чувство юмора: предпочтение юмора, представляющего общечеловеческие глупости одновременно в веселом и грустном виде. Такой юмор  проявляется и воспринимается как вызывающий не смех или хохот, а окрашенную печалью улыбку.
  • Креативность — способность к творчеству, естественная и спонтанная, как и свойственная детям. Проявляется в любом деле, даже в быту. В первоклассном супе, говорил А.Маслоу, больше творчества, нежели во второсортной поэзии.
  • Преданность  важнейшим,  фундаментальным  ценностям  бытия, сопротивление «окультуриванию», независимость от всего случайного, отжившего, нездорового. Личности данного типа — авангард, подлинная элита общества. Именно благодаря им цивилизация не утонула в своих отходах и противодействует разрушительным тенденциям, которые принимают все более угрожающий характер.

Представленные взгляды на зрелую личность встречают упорное сопротивление, часто расцениваются как идеализированные, нереалистические, не подтвержденные объективными методами исследования. Сам А.Маслоу, как известно, формулировал их, изучая здоровых и состоявшихся людей, демонстрирующих зрелость своей деятельностью, реальной практикой собственной жизни. Преобладающие ныне методы изучения личности (тесты, эксперименты и др.) явно не соответствуют чрезвычайной сложности объекта исследования. Человек, пытаясь изучить себя сам, оказался в уникальной ситуации. «Человек, познай себя!» — этот призыв Сократа звучит, похоже, слишком оптимистично.

К содержанию