Выразительная сфера

Выразительная или экспрессивная сфера (от франц. expression — выражение, выразительность) — характеристика невербального поведения, включающего: 

  • выражения лица, 
  • тон голоса, 
  • жесты, 
  • позы, 
  • телодвижения, 
  • прикосновения,
  • взгляд. 

Следует, полагаем, добавить к этому также походку, эмоциональные характеристики речи, татуировку и почерк. Важность актов экспрессии столь велика, что даже в суде они могут быть объявлены «вне закона». Некоторые психологи утверждают, что до 80% информации об эмоциональном состоянии и межличностных отношениях передаётся людьми именно выразительными актами. Невербальное поведение преследует, как считают, разные цели:

  • выражение эмоций и чувств;
  • выражение установок или отношений (симпатий, склонностей и др.);
  • выражение личностных качеств (например, «решительная походка», «энергичный тон», «широкие жесты», а изменения интонаций голоса могут указывать на общительность или склонность к самоизоляции);
  • облегчение вербальных коммуникаций (например, соблюдение очерёдности в диалоге);
  • подтверждение или опровержение сказанного («я рад» — и при этом улыбка; «я рад» — и при этом закатывание глаз, как выражение сарказма (от греч. sarkaso — рву мясо) у североамериканцев);
  • замена высказываний (например, движение рукой поперёк горла, знак вырывания языка и т. п., символические движения или эмблемы (от греч. emblema — рельефное украшение), понятные в определённой культуре). Тем не менее называть акты экспрессии «языком тела» можно, лишь преувеличивая их значение.

Существуют врождённые модели невербального поведения, общие для людей разной культурной принадлежности (например, это выражения эмоций), культурально обусловленные модели невербального поведения и, наконец, индивидуальные модели такого поведения, связанные с приобретёнными привычками индивида так или иначе обнаруживать свои переживания.

Научитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу.

Учение о распознавании душевных качеств по актам экспрессии со времён Гиппократа называют физиогномикой или физиономистикой. Аристотель был уверен, что «...без знания физиономистики никто не может по внешности определить характер человека». Аристотель писал, например, что «прямолинейные брови указывают на кроткий характер, притянутые к корню носа — на недовольство и досаду, низко стоящие брови — признак зависти». Когда глаза бегают, то это признак неуверенности, если они неподвижны — бесстыдства, когда они занимают середину меж тем и другим — доброты. Наивысшего развития физиогномика достигла в трудах И.К.Лафатера (1775–1778), после чего пала.

Начало нового витка её развития приходится на времена ныне забытого Дюшена. В своих экспериментах с электровозбуждением мышц лица Дюшен воспроизводил мимическую картину разных эмоций, в том числе «возвышенных», при этом даже на самой «банальной физиономии». Шарко в опытах с гипнозом убедился в правоте наблюдений Дюшена (1865). Подтвердил их затем и Ч.Дарвин в своей эволюционной теории происхождения человека от общего с обезьянами предка (1871). К.Ясперс, и не он один, считает, тем не менее, физиогномику наиболее проблематичной областью клинических проявлений, поскольку соматические процессы, как он указывает, в ней прямо не отражаются.

Остановимся вначале на описании некоторых проявлений невербального поведения, обусловленного условиями культурной среды.

Известно, например, что японским женщинам нельзя широко улыбаться и они бывают вынуждены скрывать улыбку веером, ладонью. На Западе и в России такая улыбка поощряется, и порой люди явно злоупотребляют ею, скрывая истинные переживания. Японцы «прячут» за своими улыбками негативные чувства, они вообще сдержанны в проявлениях эмоций («непроницаемые азиаты»). Хлопание в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль. У нас, в России, это знак радости, одобрения, восторга. С некоторых пор даже штатную посадку самолёта его пассажиры встречают аплодисментами. Известный советский певец Г.Отс рассказывал, как он был шокирован холодной реакцией публики на его выступления в Финляндии. Успокоился он только после того как узнал, что такой приём есть выражение восторга невозмутимых финнов.

Сдержанность в проявлении чувств свойственна и некоторым этносам в России, например бурятам, кем-то названным поэтому прирождёнными философами. Американцам-мужчинам не следует демонстрировать неуверенность, печаль, плач, но это позволяется делать женщинам. Русские, американцы предпочитают в разговоре контакт глаз («прятать глаза» — признак неискренности). В некоторых культурах контакт глаз расценивается как знак неуважения, агрессивности. Персональное пространство у американцев (как и у русских) составляет около метра. Его нарушение рассматривается как фамильярность, бесцеремонное вторжение в область интимного. В других культурах, например в Индии, близость вплотную не доставляет людям никаких неудобств.

Жесты руками особенно часто выражают некие мысли. Так, вытянутые указательный и средний пальцы ладонью от себя в некоторых культурах есть знак победы. Этот же жест, но ладонью к себе, в Австралии значит «пошёл ты...». Американцы в последнем случае показывают вытянутый средний палец и называют этот жест выражением «щёлкнуть птичку».

В Европе вместо этого показывают ладонь «ковшиком» под подбородком. Известный знак «о’кей» в Японии читают как «деньги», во Франции — «ноль», в Мексике — «секс», в Эфиопии — «гомосексуальность», в Бразилии — «щёлкнуть птичку». Хорошо известное в России значение «фиги» в Японии означает предложение проститутки, в Иране — непристойность, в Индии — глубокую признательность. Малознакомый в России знак в виде сжатой кисти тылом вниз в Италии читается как вопрос «что ты хочешь сказать?», в Испании — как выражение согласия, одобрения «хорошо», в Тунисе — просьбу «подожди», на Мальте — осуждение «ты всё-таки нехороший человек». Кивок головой сверху вниз понимается в России как «хорошо, согласен, понимаю, да, всё верно», в стороны — «нет, не согласен, не понимаю».

В Индии он понимается в противоположном значении,  а болгары в знак несогласия откидывают голову назад и затем возвращают её обратно и т. д. Вероятно, всё это может иметь некоторое значение и в клинической практике для адекватной оценки невербальных посланий пациентов, а также симулянтов на МСЭК, ВВК, СПЭ, например, для того чтобы не рассматривать в качестве гипомимии совершенно нормальные этнические особенности выразительной сферы или распознавать симуляцию там, где на словах эксперта старательно убеждают в факте серьёзного психического нарушения.

Большего внимания заслуживает, по-видимому, изучение выражения эмоций, тем более что многие эмоции внешне проявляются одинаковым образом в разных культурах, — это обстоятельство указывает на генетическую детерминированность таких актов экспрессии. Сами по себе эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию, правда, сильно при этом разнятся. Где-то на похоронах принято скорбеть, а где-то — радоваться или набираться мужества. Тем не менее в том, что касается выражения эмоций, психологи демонстрируют обычно редкое для них единодушие. Издавна считается, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, окружности рта — акты воли, лица — чувства (Сикорский, 1995; Изард, 1999). 

К содержанию