Виды сверхценных образований

Имеется в виду конкретное содержание сверхценных образований, в значительной степени определяющее поведение пациентов. Приведём описание некоторых видов расстройства.

1. Экспансивные сверхценные образования. В схематическом виде развитие некоторых из них протекает в три чётко очерченные фазы. В первой, подготовительной фазе пациенты окончательно убеждаются в своём высоком предназначении. Поводом для этого служат некоторые реальные успехи в учёбе, профессиональной карьере. На второй фазе определяется содержание сверхценного образования, индивид решает, что он нашёл себя в том или ином виде деятельности, например в науке, семье, политике или искусстве. В этот период он и предлагает себя обществу в избранной им роли. Третья фаза начинается с противостояния общества и пациента. Притязания последнего при этом отвергаются, он начинает долгую борьбу за своё признание. Различаются следующие виды расстройства.

Звоните нам, и мы поможем Вам справиться со сверхценными образованиями

Сверхценные идеи ревности и измены — уверенность пациента в том, что его сексуальный партнёр может ему изменить или готов это сделать, а, возможно втайне от него это делает. В первом случае пациент терзается муками ревности, полагая, что его партнёр может когда-нибудь изменить. Ход его мыслей примерно таков: рано или поздно при определённом стечении обстоятельств изменяют все, соблазнить можно любого человека. Он не сомневается при этом, что партнёр не изменяет и даже не думает это делать, но тем не менее продолжает ревновать, обычно никак не проявляя вовне свою ревность. Во втором случае пациент ревнует явно, открыто, так как в поведении партнёра обнаруживает нечто такое, что не исключает факт измены или подтверждает его возможность. Пациент осознаёт, однако, что у него нет твёрдых оснований говорить об измене партнёра, хотя временами ему кажется, что факт измены налицо. И в том и в другом случае ревность связана с мнимым правом собственности на партнёра или пациент не может смириться с мыслью о том, что он совсем не тот человек, кого можно беззаветно любить, не думая о ком-то другом.

Кверулянтские сверхценные идеи — уверенность пациента в том, что с ним обошлись несправедливо, нарушили его права на якобы заслуженные им блага и привилегии. Пациенту и в самом деле отказали в чём-то таком, чего он долго ждал или к чему настойчиво стремился, не посчитавшись при этом с его самомнением. Поскольку любой потенциальный сутяга свято верит в то, что вопросы справедливости решаются только в суде, глубоко уязвлённый отказом пациент инициирует судебные тяжбы с целью возместить будто бы причинённый ему материальный, а главное, моральный ущерб. Сутяжничество может длиться годами. Случается, что пациенты выигрывают безнадёжное, казалось бы, дело, особенно если в действиях против них были нарушены процессуальные нормы.

Религиозные сверхценные идеи — уверенность пациента в том, что он обнаружил и устранил весьма существенные ошибки какого-нибудь вероучения. Речь при этом идёт лишь о каких-то мелочах, но в глазах пациента их вполне достаточно, чтобы основать собственное еретическое направление или секту либо попытаться это сделать. В других случаях пациенты представляют себя посланцами Бога на Земле, чтобы спасти этот мир, проповедуя своё учение. В глазах атеиста подобные заявления могут показаться фантастическими, абсолютно нереальными и нелепыми. Верующие люди смотрят на это совсем иначе.

Сверхценные идеи самосовершенствования — уверенность пациента в том, что принятая им система оздоровления, личностного роста или духовного очищения является чрезвычайно эффективной. Он тратит при этом массу времени и сил на то, чтобы осуществить эту систему, оставляя без должного внимания другие стороны своей жизни. Пациент на самом деле стремится не к совершенству, а к тому, чтобы чувствовать себя выше других людей, превосходить их в своих глазах и предаваться затем заслуженному самолюбованию.

Сверхценные идеи притязания — уверенность пациента в том, что его вклад в науку, искусство, политику, общественную жизнь или во что-то иное является очень значительным и исключительно важным, а он сам представляет собой талантливую, незаурядную личность. Столкнувшись с непризнанием себя в качестве замечательного или выдающегося деятеля, последующие годы своей жизни он тратит на то, чтобы навязать собственное мнение о себе другим людям, причём может забросить соответствующее занятие, в котором он будто бы так сильно преуспел. Приведём в качестве иллюстрации описание параноика с идеей изобретательства из книги Р.Карсона, Дж.Батчера и С.Минека «Анормальная психология».

«Один инженер разработал подробный план борьбы с туманом в Сан-Франциско и других больших городах с помощью системы рефлекторов, нагревающих воздух при помощи солнечного излучения и рассеивающих туман. Компания, в которой он работал, изучила эти планы и сочла, что они не заслуживают внимания. Отказ сильно расстроил инженера. Он подал заявление об уходе, утверждая, что остальные работники этой компании не обладают должной квалификацией для того, чтобы выносить суждения о таких сложных и передовых инженерных проектах, как этот. Вместо того чтобы попытаться устроиться на новую работу, он тратил всё свободное время на поиски фирмы, которая обладала бы достаточным техническим уровнем, позволяющим по достоинству оценить его проект. Инженер был готов всем рассказывать о своих планах, но становился очень подозрительным и проявлял враждебность, когда речь заходила об их невыполнимости. В конце концов он пришёл к убеждению в том, что огромное количество фирм вступили в заговор, чтобы украсть его планы и использовать для собственного обогащения. Он сообщил о своих подозрениях в полицию, угрожая, что примет меры сам, если представители правопорядка будут бездействовать. В результате он был помещён под наблюдение в госпиталь, где ему поставили диагноз: паранойя».

Сверхценные идеи мщения — уверенность пациента в том, что повсюду его окружают недоброжелатели, завистники, враги. Развитие таких идей может происходить по следующему сценарию. Вначале пациент сталкивается с очевидным фактом своей несостоятельности в чём-либо. У мужчин, например, это может быть половая слабость. Параноик не способен принять свой недостаток в силу болезненного самолюбия и потому воспринимает его как тяжёлый стресс. Он не способен и решить эту проблему, оказываясь в плену своей ригидности. Рано или поздно он замечает, что окружающие люди, в особенности женщины, относятся к нему с издёвкой, насмешками, а то и с вызывающим презрением. Постепенно они в его глазах превращаются во врагов, он проникается ненавистью к ним, а затем начинает мстить тем или иным образом. Его жестокость доходит порой до того, что он не останавливается даже перед убийством. Таковы, вероятно, преступники — серийные убийцы женщин. Неприязнь параноика к людям может вырастать до степени мизантропии, а сам параноик превращается при этом во врага общества, мстящего всем только потому, что не может смириться с личным несчастьем.

Сверхценные идеи обогащения — уверенность пациента в том, что большие деньги помогут ему властвовать над людьми и вообще делать с ними всё, что он захочет, только бы чувствовать своё превосходство над ними. Вся его деятельность сводится к тому, чтобы любыми путями заполучить много денег. Если алчный пациент ворует или берёт взятки, он теряет всякое чувство меры. Он не пускает деньги в какое-нибудь дело, ему важно, чтобы они у него были, лежали где-нибудь в надёжном месте. Он во всём отказывает себе, чтобы не тратиться, экономит даже на самом необходимом и вообще живёт как последний нищий. Ему может быть вполне достаточно одного сознания того, что теперь, имея так много денег, он может позволить себе всё, что пожелает, но главное — он имеет возможность смотреть на людей свысока, может купить любого из них, ведь люди для него — всего лишь товар, а он — их собственник.

Сверхценное отношение к состоянию изменённого сознания — уверенность пациента в том, что в состоянии изменённого сознания (опьянение, гипноз, сон и др.) проявляются лучшие качества его личности, скрытые в обычном состоянии бодрствования.

Сверхценные идеи шовинизма (по имени Н.Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I и сторонника крайне воинствующего национализма) — уверенность пациента в том, что нация, к которой он принадлежит, является избранной историей или Богом, другим же нациям отведена подчинённая роль. Это болезненное убеждение отражает стремление пациента компенсировать чувство собственной неполноценности, возникшее вследствие несоответствия высоких притязаний его реальным и не более чем скромным достижениям. Радикальные и экстремистские политические убеждения параноиков могут оказывать значительное влияние на общественную жизнь и представлять серьёзную угрозу безопасности граждан в силу высокой степени агрессивности таких пациентов. Сказанное не следует понимать так, будто шовинизм (как и многие другие объекты сверхценного отношения) является чем-то нормальным, свойственным зрелой личности.

2. Депрессивные сверхценные образования. Характеризуются стойкими или возникающими время от времени сверхценными переживаниями по поводу каких-то личных проблем.

Ипохондрические сверхценные образования — преувеличение тяжести реального, чаще соматического заболевания. Такое восприятие собственной болезни связано не только с тревогой и страхом, как это свойственно типичной ипохондрической реакции на болезнь астенической личности. При сверхценной ипохондрии болезнь воспринимается как нечто унизительное, разрушающее возвышенный образ собственного Я и влекущее за собой комплекс неполноценности. Тревога и страх дополняются при этом депрессией с повышенной мнительностью, неуверенностью в себе и преувеличением реальной опасности. И чем острее пациент всё это ощущает, тем более тяжёлой кажется ему его болезнь. Важно и то, что страдания от болезни могут сочетаться с озлобленностью и агрессией. Такие пациенты склонны винить в своей болезни других людей, а при лечении требовать к себе особого внимания. Расстройство наблюдается у параноиков, которые особенно тщательно следят за своим здоровьем, порой превращая отношение к нему в некий культ.

Сверхценные идеи физического недостатка — преувеличение тяжести реального телесного дефекта. Это преувеличение, как и при сверхценной ипохондрии, не относится к констатации имеющейся проблемы. Оно относится главным образом к тому, как воспринимает её сам пациент. Обычно сознание дефекта сопровождается появлением интенсивного и стойкого чувства собственной неполноценности. Одновременно с этим наблюдаются типичные для параноика сенситивные идеи отношения. Ему кажется, что окружающие его презирают, испытывают при его появлении недовольство, отвращение, враждебность, отчего он может возненавидеть даже близких ему людей и стать агрессивным.

Этот перечень сверхценных образований может быть продолжен и далее, так как объектом сверхценных переживаний может послужить любая проблема пациента. Обычно наблюдается какое-то одно сверхценное переживание, но со временем, с изменением жизненной ситуации, а также возраста оно может смениться каким-то другим.

К содержанию