Типология личности

1. Один из первых авторов, кто обратился к этой теме, был основатель «понимающей психологии» и автор книги «Формы жизни» Э.Шпрангер (1882–1953). Э.Шпрангер выделил шесть типов «понимания» или познания жизни, он говорил также о существовании шести типов человека.

Определите свой тип личности и свое призвание! Обратитесь за советом психолога!

а) Теоретический человек. Такой человек знает «лишь одну страсть — … к проблеме, к вопросу, …объяснению, установлению связей, теоретизированию». Для него имеет значение лишь одно: «истина любой ценой». В наиболее естественном и чистом виде «эта форма жизни» воплощается в профессиональных ученых, действующих в силу «свободного интереса». Теоретик при этом легко может погрузиться в спекуляции, отрываясь от мира фактов, как, например, Гегель. Продуктивная познавательная установка заключается, по Э.Шпрангеру, в соединении эмпирии и концептуальной работы, что присуще критическому типу человека. Представителями последнего типа Э.Шпрангер называет Платона, Канта.

б) Экономический человек. Им является тот, кто «во всех жизненных связях на первое место ставит полезность». Это «практичный человек», смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. «Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни». Удел экономического типа — техника и естественные науки. Прототип данного типа, по Э.Шпрангеру, Ж.Ламетри. Ценность познания для экономического человека — направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству. Э.Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, т. е. профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и т. д. Однако он подчеркивает, что во времена Руссо лишь крестьянин является «целостным человеком», который «вкладывает еще душу в свою работу», «все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над человеком». «И эта власть еще страшнее, чем власть природы». Близко к экономическому стоит, по Э.Шпрангеру, тип потребителя, если он располагает всеми материальными благами. Г.Олпорт относит к экономическому типу и стереотип преуспевающего американского бизнесмена.

в) Эстетический человек. Отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности: реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюминутных впечатлений — импрессионисты схватывают от жизни только ее «запах». Идеалисты перерабатывают впечатления сообразно эстетическим ценностям, как бы создают свой внутренний мир. В своем крайнем выражении идеалисты — это сентиментальные экспрессионисты, которые во всем находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, до степени «развития эстетического органа» различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие мелких деталей), эпические натуры (обращенные к осмыслению жизни во всей ее полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры.

г) Социальный человек. Живет и действует ради любви к людям. Подлинная любовь, полагает Э.Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она — отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию  в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой «инстинкт любви» организует всю ее личность. Не меньшая тайна — любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э.Шпрангера, женщина живет любовью, мужчина же больше любит «свое произведение». Прообразы социального типа у Э.Шпрангера — Л.Н.Толстой, Песталоцци, а также Великий инквизитор Ф.М.Достоевского.

д) Политический человек. Живет и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя из истинных духовных ценностей, при этом вовсе не обязательно в собственно политическом смысле. Политический человек «должен воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. И только в этом случае, когда вождь имеет за собой мощную группировку, которую он представляет, мы встречаем высшие политические натуры, людей императивного характера, в которых сконцентрирована индивидуальная сила...» На этой основе выделяются разные политические типы в соответствии с формой законодательства. Уже Платон перечислил эти типы: аристократический, тимократический, олигархический, демократический и титанический. Различие политических типов касается и методов власти.

«Стремящийся господствовать посредством знания — авторитет..., благодаря своей интересной личности — эстетический аристократ или аристократ образования…, посредством богатства — плутократ..., религиозными средствами — теократ». При этом действующие «посредством внушения» не «опираются на содержание своих ценностей».

е) Религиозный человек. Это тот, «чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей». «Сущность мира... приходит во время особого состояния, которое... называется откровением». Последнее достигается «путем особого воспитания души». Различие внутри типа религиозного человека основано на отношении вышеупомянутых ценностей «к общему смыслу жизни». При позитивном отношении «мы имеем тип имманентного мистика, активно участвующего в жизни, который всюду находит ростки божьи и у которого все от бога». При негативном отношении возникает «тип трансцендентного мистика», который устраняется из жизни (например, это монах, отшельник). В случае двойственного отношения «возникает дуалистическая религиозная натура», разделяющая свою жизнь на две половины, два измерения. К религиозному типу Э.Шпрангер причислил Спинозу и Д.Бруно, погибших по вине церкви.

Перечисленные «формы жизни» не следует понимать как типы личности в буквальном смысле. Например, религиозный человек может и не быть религиозным в житейском понимании. Он является таковым потому, что ищет некую первопричину, высшую правду или бога, если понимать под богом «объективный принцип, мыслящийся как предмет познания самых высших субъективных ценностей».

2. Типология личности А.Адлера построена с учетом того, как человек решает «три главные жизненные задачи»: работу, дружбу и любовь. Тот или иной способ решения определяется, во-первых, уровнем развития «социального интереса», а во-вторых, «степенью активности». В итоге автор различает четыре типа личности.

а) Управляющий тип. Это самоуверенные, напористые, активные люди с незначительным либо отсутствующим социальным интересом, т. е. не заботящиеся о других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в свойственной им враждебной, антисоциальной манере. Данный тип личности могут, по А.Адлеру, представлять наркоманы и юные правонарушители.

б) Берущий тип. Это «паразиты», живущие за счет других людей. Основная жизненная установка представителей данного типа заключается в том, чтобы получить от других как можно больше, ничего не давая взамен и ни за что не отвечая. Социальный интерес, таким образом, отсутствует. В силу низкой степени активности, полагает А.Адлер, маловероятно, что «они причинят страдания другим».

в) Избегающий тип. Не обладает ни достаточным социальным интересом, ни активностью. Это тип людей, которые больше опасаются неудач, нежели стремятся к успеху, их характеризует социально-бесполезное поведение и бегство от решения жизненных задач.

г) Социально-полезный тип. Сочетает высокие степени активности и развития социального интереса. Это воплощение зрелости личности, заботящейся о других и заинтересованной в общении с ними. Свои жизненные задачи данный тип людей воспринимает как социальные проблемы, а не сугубо личные, осознает, что их преодоление требует сотрудничества, личного мужества и готовности действовать во благо других.

А.Адлер не выделяет тип личности, который сочетает высокий социальный интерес  и низкий уровень активности. Возможно, по модели А.Адлера, он также существует     и представлен личностями, склонными к социальным утопиям или ожидающим «манны небесной», но не пытающимся что-либо делать во благо общества.

3. Типология личности Э.Фромма основана на предположении о том, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Потребности эти таковы:

  • потребность в установлении связей — альтруизм;
  • потребность в преодолении — созидательность;
  • потребность в корнях — потребность ощущать себя частью мира;
  • потребность в идентичности — потребность ощущать себя самим собой;
  • потребность в системе взглядов и в преданности — рационализм и посвящение себя чему-то, в чем заключается смысл жизни.

Конфликт свобода — безопасность является, по Э.Фромму, источником наиболее мощной мотивационной силы в жизни человека. Автор выделяет пять типов «социального характера»:

1) Рецептивный тип. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны. Они думают, что их основная задача в жизни — это скорее быть любимыми, нежели любящими. Могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2) Эксплуатирующий тип. Такие люди нацелены на то, чтобы брать себе все, что они могут, силой или изобретательностью. Они неспособны к творчеству и предпочитают агрессивный стиль поведения. Им свойственны эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Кроме того, их отличают уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3) Накапливающий тип. Этот тип людей стремится обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняет свои накопления от поползновений окружающих присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определенных обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4) Рыночный тип. Люди этого типа убеждены, что личность — это товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели, весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открыты, любознательны, щедры. Данный тип личности, по Э.Фромму, есть продукт современного капиталистического общества.

5) Продуктивный тип. Эго-зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря реалистическому мышлению эти люди освобождаются от самообмана. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают все нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считал Э.Фромм, может сделать продуктивный тип личности доминирующим в любой культуре. В соответствии с теорией двух основных инстинктов (жизни и смерти) Э.Фромм пытался разграничить также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.

4. Остановимся на типологии личности, вытекающей из теории потребностей А.Маслоу. Как упоминалось, А.Маслоу выделяет пять групп врожденных потребностей, актуализирующихся в определенной последовательности — по мере их удовлетворения. Степень фрустрации той или иной группы потребностей оценивает, разумеется, сам человек, а люди, как известно, могут сильно отличаться в этом друг от друга. Страх лишений, например, может быть не менее травматичным, чем сами эти лишения. Чувство меры часто изменяет людям и по другим причинам, так что им нередко мало и того, что есть в избытке.

В современный период глобализации (точнее сказать, колонизации) огромные массы людей стали объектом беспрецедентной манипуляции их потребностями, многие теряют способность определить, каковы их истинные потребности. Оставим, однако, на время в стороне подобные проблемы, а также оценки некоторых опорных положений теорий А.Маслоу. Добавим только, что человек, по А.Маслоу, одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей, хотя доминирует всегда какой-то один из них. «Средний человек» в развитых странах, как выяснилось, на 85% удовлетворяет потребности первого уровня (физиологические потребности), на 70% — второго (потребности в безопасности), на 50% — третьего (потребности в принадлежности и любви), на 40% — четвертого (потребности в самоуважении) и на 10% — пятого (потребности в самоактуализации). При этом всего 1% населения, указывает А.Маслоу, мотивирован потребностями преимущественно пятого уровня, т. е. удовлетворяет предшествующие потребности на 70–85% и более.

У представителей «среднего класса» развитых стран, таким образом, наиболее актуальными являются потребности второго и третьего уровней, мотивирующая роль более «высоких» потребностей снижена или почти отсутствует. В первую очередь эти люди нуждаются в безопасности и позитивном к себе отношении со стороны окружающих. Несколько иной представляется картина с населением других стран, по миру в целом ныне 3/4 человечества не имеет самого необходимого для нормальной жизни. Фрустрация при этом имеет не только интенсивный, но и долговременный характер.

Следует признать, что это обстоятельство имеет далеко идущие последствия для развития и функционирования личности: актуальные потребности самым решительным образом влияют на цели и планы деятельности, поведенческий репертуар, требования человека к своим внутренним качествам, принятие тех или иных ценностей. Совершенно ясно, что постоянно голодающий человек в первую очередь ищет средства и возможности для пропитания, главная цель его деятельности — выживание. Едва ли его сильно заинтересует проблема освоения космоса или пути развития изобразительного искусства. Маловероятно также, что он станет требовать от себя нравственного совершенства или начнет упрекать себя в политической недальновидности.

Другими словами, актуальные потребности — это тот общий знаменатель, который определяет положение человека в материальном, социальном, культурном и духовном пространствах. И всю ту сумму влияний, которые он на себе испытывает, и то, как он их воспринимает. В самом деле, бессмысленно сравнивать положение бедняка-крестьянина и не знающего нужды аристократа. И окружающий мир каждый из них видит совсем разными глазами. Для нищего и храм нужен иногда едва ли более, чем подаяние, которое он там получит.

Положение человека в обществе — это та базовая ситуация, которая радикальным образом отражается на личности человека. Существующие ныне типологии личности редко принимают во внимание это обстоятельство, в них обычно фигурирует некий абстрактный человек, вырванный из жизненного контекста. В этом смысле теория А.Маслоу является, пожалуй, единственной из всех, которая позволяет наметить контуры реальных человеческих типов.

Итак, согласно теории А.Маслоу, существует пять основных типов личности, формирующихся в условиях длительного доминирования одной из групп потребностей. Не следует, по-видимому, понимать это слишком прямолинейно, так, будто переходы личности  с одного уровня функционирования на другой невозможны. Более вероятным представляется другое: если иметь в виду личностный рост, то такие переходы возможны, однако совершаются они не столь уж быстро и не без сознательных усилий самого человека.

Даже деградация личности происходит не вдруг и люди могут оказывать ей мощное сопротивление. Состоявшийся и образованный человек, оказавшись в нужде, например в эмиграции, долго не оставляет прежних убеждений, ценностей и привычек. Так, парижские таксисты в начале ХХ столетия, в основном бывшие офицеры белой гвардии, прославились неслыханной дотоле честностью. Многие «бюджетники» в период «перестройки» в России продолжали следовать высоким нравственным стандартам, несмотря на унизительное положение, в которое их ввергли «реформаторы». С другой стороны, выходцы «с низов», оказавшись у власти и денег, нередко демонстрируют самые отталкивающие качества своей несоциализированной натуры. Уже сложившаяся в первые два десятилетия структура личности меняется с трудом и медленно либо остается таковой навсегда.

Попытаемся представить общее, рамочное описание упомянутых типов личности.

1) Личности с актуальными физиологическими потребностями. Мотивированы главным образом стремлением преодолеть дефицит самого необходимого для существования: полноценного питания, приемлемого жилища, теплой и удобной одежды и многого другого. Большинство людей данного типа имеют, кроме того, весьма ограниченный доступ к материальным и культурным ценностям, образованию, просвещению, квалифицированным профессиям, хорошо оплачиваемой работе, досугу, отдыху и развлечениям. Нет и перспектив улучшить свое бедственное положение в обозримом будущем.

В таких условиях часто проживает не одно поколение людей данного типа. Нездоровый образ жизни и высокая заболеваемость сильно усложняют и без того нелегкую участь. Если что-то и помогает, то, пожалуй, только непонимание всего трагизма своего положения; во всяком случае, не приходится тратить энергию на психологические защиты.

Существует мнение, согласно которому личностные качества данного типа людей как бы запрограммированы прошлым. «Леность, непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, — писал И.И.Павлов, — это не коренные наши черты, это дрянной насос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы». В связи с этим кажется несколько сомнительным закон Клапареда, который гласит: «Развитие психической жизни пропорционально расстоянию между потребностями человека и способами их удовлетворения». У людей рассматриваемого типа это расстояние может растягиваться на века, однако развитие их психической жизни от этого выигрывает немного.

Около 3/4 жителей планеты живет ныне ниже или у черты бедности. Более 3 млрд человек имеют душевой доход до 2 долларов США в месяц. В Китае этот доход в среднем составляет 80 долларов в год, но эти средние показатели мало кого обманывают. Около  1,5 млрд людей уже сегодня испытывают дефицит питьевой воды. Число обездоленных людей растет в Китае, США, ряде других стран мира. В России в конце ХХ в. на грани  и в бедности за короткое время оказалось около половины населении. Это 70 млн пенсионеров и работников бюджетной сферы. Еще хуже обстоит дело в большинстве республик бывшего CCCP, а это еще почти 100 млн человек. Из всех глобальных угроз человечеству, одно из самых главных мест занимает ныне бедность.

Между тем отношение богатых к бедным слоям населения было и остается неадекватным и весьма агрессивным. Последние — это «быдло», «чернь», «голытьба», «оборванцы», «толпа», «скот», «плебеи», они тупы, ленивы, невежественны, аморальны и, безусловно, виноваты во всем сами. «Хлеба и зрелищ» — вот что надо толпе, высокомерно говорил Ювенал. «Путь к сердцу солдата лежит через его желудок», — презрительно утверждал Наполеон.  «Бедность  есть  порок»,  —  самодовольно  извещают  либералы.  Шуйский у А.С.Пушкина так говорит о народе Б.Годунову: «…бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна, для истины глуха и равнодушна и баснями питается она.

Ей нравится бесстыдная отвага…» Перечень проблем бедных людей можно с полным основанием дополнить еще одной: психологическим насилием, беспредельным унижением, которое в сущности является ничем иным, как оправданием жестокости и собственной нравственной деградации. «Теперь мы с такой капральской самоуверенностью, такими фельдфебелями цивилизации стоим над народом, …да только поплевываем: чему у тебя, сапа-мужик, нам учиться», — заметил Ф.М.Достоевский.

Личности данного типа являются также объектом духовного насилия испытанному методу держать «толпу» в повиновении. История посткоммунистической России ясно показывает: стремительное обнищание населения совпало с небывалым расцветом церкви под видом «возвращения к корням». Власть имущие, еще вчера ярые атеисты, ныне публично демонстрируют свою набожность и действуют синхронно с церковными иерархами. И те и другие взывают к терпимости, милосердию и всепрощению, в том числе и к своим угнетателям.

Более того, фактически поощряются разнообразные, разлагающие личность неокульты, гигантскими тиражами издается оккультная литература, государство выпустило из-под контроля монополию на табак, алкоголь и пассивно взирает на пандемию наркомании. Тут нет ничего нового, все это проверенные методы дикого капитализма. Ф.М.Достоевский так описывает свои впечатления от Англии середины XVIII столетия: «Народ везде народ... Тут вы видите даже и не народ, а потерю сознания, систематическую, покорную, поощряемую. И вы чувствуете, глядя на всех этих париев общества, что еще долго не сбудется для них пророчество... и долго они будут взывать к престолу всевышнего... И они отмщают за себя обществу какими-то подземными мормонами, трясучками, странниками... Эти миллионы людей, ...прогнанные с пиру людского... ищут выхода, чтобы не задохнуться в темном подвале... Бедность, страдания, ропот и отупение».

Бедные нужны церкви, иначе опустеют приходы. Они пока нужны богатым, как дармовая рабочая сила. В них все еще нуждается государство, так как требуется пушечное мясо и полицейщина. Без них не обойтись политикам на выборах, и политики дружно препоясываются на войну с бедностью. Гангстеры сколачивают из бедных организованные преступные группировки... Бедность просто необходима для слишком многих антисоциальных личностей, чтобы реально что-то делать для ее искоренения. Научно-технический прогресс и истощение ресурсов планеты ведут, однако, к тому, что от политики борьбы с бедностью наступит переход к политике борьбы с бедными. В сущности, богатые страны такую политику уже проводят.

Итак, «простые» люди вынуждены существовать в условиях тотальной фрустрации  и столь же тотальной депривации или, другими словами, в условиях интенсивного и хронического стресса. Такие черты личности, как пассивность, покорность, управляемость, внушаемость, ожидание мессии, являются признаками подавленной агрессии, которую хотя бы отчасти удается направить против себя. Однако это более похоже на раскаленную лаву, которая неожиданно и в любом месте может прорваться и сжечь все на своем пути. Тогда видны озлобленность, ожесточение, зависть, ненависть, совершаются акты вандализма, появляются беснующиеся толпы, вспыхивают бунты, разрушается и погибает все, что попадает под руку. Разумеется, что это лишь самый общий план происходящего. На самом деле люди данного типа весьма неоднородны и образуют множество групп.

По-видимому, значительная, если не подавляющая их часть — это нормальные люди  в той, конечно, степени, в какой нормальным человеком можно быть в аномальной среде. Они не надеются ни на царя или президента, ни на бога или благодетелей-филантропов, понимая, что должны рассчитывать только на себя и свой упорный труд. Многие из них — «мастеровые люди», прекрасно владеющие ручными профессиями, рабочие, землепашцы, строители, рыбаки, охотники и т. д., словом, «умельцы», «золотые руки». Из них выходят лучшие солдаты, неприхотливые, выносливые и отважные. Это люди, как бы от рождения наделенные чувством своей земли и беспощадные ко всем, кто на нее посягает. Они справедливы, рассудительны, просты и искренни, приветливы и скромны.

Среди них немало по-настоящему талантливых и мудрых людей. Русская народная музыка завораживала красотой многих композиторов, сказки наших народов по-философски глубоко отражают проблемы добра и зла и неизменно в этой борьбе побеждает добро — свидетельство здорового народного духа. Множество мудрых пословиц все так же современно, как и много веков назад, когда они появились; не всякий образованный человек и сегодня понимает их смысл. Лучшие певцы, полководцы, художники и ученые родились и выросли в семьях простых людей. Эти люди и образуют собирательный образ народа, перед которым склонили головы выдающиеся личности. По словам Ф.М.Достоевского, например, А.С.Пушкин, этот «пророк и провозвестник... художественной силой от своей среды отстранился и с точки зрения народного духа ее в Онегине великим судом судил». О себе Ф.М.Достоевский говорил, что он писал для этих 90% людей, а не тех 10%, что стоят над ними. По большому счету вся история и в светлые, и в мрачные ее периоды делается руками народа.

Немалую часть данного типа людей составляют личности, аномальные в том или ином смысле. Это больные, прежде всего психиатрические пациенты, в силу дрейфа оседающие на дно общества, деградированные алкоголики и наркоманы, психопаты, оказавшиеся неспособными адаптироваться к здоровой жизни. Это уголовники, начиная от мелких воров и заканчивая серийными убийцами, не сумевшие отстраниться от преступной деятельности. Это также проститутки, как поневоле оказавшиеся в таком положении, так и «по призванию», множество обобранных сектантов, разорившихся лавочников и игроков, людей, ставших жертвами безумной социальной политики и т. д. Все это люди, в большинстве своем так и не обратившие на себя внимания психологов, так что характеризовать их сколько-нибудь конкретно не представляется возможным.

2) Личности с актуальными потребностями в безопасности. Мотивированы в первую очередь потребностями, общая черта которых состоит в заботе о своих благополучии, стабильности, обнадеживающих жизненных перспективах. А.Маслоу говорит о потребности в порядке, организации, стабильности и законности, предсказуемости событий и в свободе от таких сил, как болезнь, страх и хаос. В нормальном варианте это люди, стремящиеся к учебе и знаниям, материальному достатку, достойному положению в обществе, к надежной, престижной и интересной профессии, к состоятельности в браке, к развитию    и реализации своих способностей. Благодаря разным обстоятельствам, а иногда собственным усилиям эти люди не знали или уже не знают нужды и тяжелых лишений.  

Со свойственной им энергией, инициативой, напористостью и предприимчивостью они упорным трудом закладывают надежный фундамент самостоятельной жизни и создают по возможности достаточный запас прочности на будущее в надежде уберечься от ударов судьбы и прихотей случая. Их главным девизом является «приобретать». Именно с обладанием вышеупомянутыми ценностями связаны их мечты и планы, радости и огорчении. Если о предыдущем типе личности с известной долей цинизма можно сказать словами Фейербаха, что «человек есть то, что он ест», то здесь более уместным было бы выражение «человек есть то, что у него есть». В своем определении личности У.Джемс приводит длинный перечень всего, что составляет личность данного типа: друзья, близкие, семья, счета в банке, яхта, особняк и т. п. Люди, принадлежащие к этому типу личности, прежде всего обеспокоены проблемами своей состоятельности в разных сферах жизни.

В отношениях с окружающими они предпочитают соперничество, конкуренцию, состязательность, их психология — это психология успеха, самоутверждения. Обычно это молодые люди, демонстрирующие уверенность в себе и разделяющие наивное убеждение, что «человек делает себя сам» и что «каждый кузнец своего счастья». Самое ужасное для них — это положение «неудачника». «Неудачник» — едва ли не тяжелейшее для них оскорбление. Самолюбие — их ахиллесова пята. Им во всем хочется быть первыми, они готовы рисковать, стремятся к карьере, мечтают об известности и славе, будущее представляется им светлым и многообещающим.

Какой-то и, вероятно, значительной части людей удается благополучно миновать этот период развития личности и перейти на следующий, где важнее «быть», а «не иметь», многие, по-видимому, так и остаются в данном качестве, занятые удержанием или поддержанием своего положения в «среднем классе». Другие пополняют группы, образованные из аномальных личностей рассматриваемого типа.

Едва ли не самым распространенным представителем такого рода аномальных личностей является тип потребителя (обывателя, филистера, мещанина, бюргера). Потребитель — достаточно унизительное название для людей, более склонных потреблять, нежели что-то создавать или производить. Впервые этот термин был как бы узаконен в США во время президентства Д.Кеннеди. Ныне празднуется всемирный день потребителя, существуют различные организации и службы, окружающие заботой этот ценный тип личности. Размножением его активно занимаются и в демократической России. Вещи, комфорт, покой и удовольствия — вот катехизис потребителя. Даже воевать он хочет без ущерба для себя, с удобствами и на расстоянии. Интервенция в Ирак ясно показала, что американские военные — обычные убийцы, лишенные сострадания к горю чужого народа. Оборотная сторона жизни потребителя — пустота и скука. К его услугам — индустрия развлечений, шоу, лотереи, спортивные состязания, дома терпимости и т. д. — все, что может стимулировать выброс адреналина, задержать его скучающий взгляд, помочь встряхнуть сонное оцепенение. Близким родственником потребителя является собственник, «буржуа».

Ф.М.Достоевский так описывает паттерн французского буржуа его времени: приличное состояние, благородная внешность, любовь к добродетели в театрах, потребность в красноречии, в том, чтобы «видеть море», иметь собственный кусочек природы, лакейство  и «шпионство по призванию». Главное во всем этом — деньги, именно они «есть высочайшая добродетель и обязанность человеческая... Бедный Сократ есть только глупый и вредный фразер, и уважается разве только на театре». Собственность — священная корова. Основанием для ее приобретения является «присвоение», она в первую очередь «факт личной жизни», а уж потом общественной; обязанности отступают тут на второй план или могут быть забыты (H.К.Алексеев). Закон в первую очередь защищает собственника, формально предоставляя всем одинаковую свободу. Закон этот хорош, говорит Ф.М.Достоевский, «когда имеешь миллион... дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот,  с которым делают все, что угодно». «Главенство закона в том, что он не ограничивает бизнес», — подтверждает известный спекулянт из США Сорос.

На здании Верховного  суда США красуется максима: «Суд прав не потому, что он прав, а потому, что он суд». «…таков устав, — утверждает и Мефистофель, — в ком больше силы, тот и прав. Никто не спросит: чье богатство, где взято и какой ценой? Война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Есть разные виды собственников — от хищников и воротил уголовного бизнеса до безобидных коллекционеров, которые еще только мечтают когда-нибудь стать богатыми. Общество, которое контролируется собственниками, обычно живет за чей-то счет; преступность, коррупция, насилие и наркомания — его неизменные спутники.

Не менее опасным является такой тип личности, как чиновник. Об этом писал еще Д.Байрон: «Почти во всех присутственных местах нас окриком чиновники встречают, где ставят штемпеля на паспортах и прочие бумаги проверяют. Из всей породы сукиных детей плюгавенькие шавки — всех лютей». Столоначальник или бюрократ — тип личности, утверждающий свое превосходство над людьми и делающий свое состояние от имени и под прикрытием закона, который он всегда способен истолковать в свою пользу. Существует мнение, что из революций и переворотов в России всегда выигрывал только чиновник — закрытая и могучая корпорация дельцов от власти.

Спектр аномальных личностей данного типа достаточно широк и включает множество других известных вариантов: манипуляторы, записные сатирики, поп-звезды, политические комментаторы, партийные боссы, хорошо оплачиваемые писатели, поэты и ученые, ведущие телепрограмм и многих авторских проектов, известные журналисты и музыканты и мн. др. — все те, кто служит не делу, а своему тщеславию и карману, придерживаясь тех или иных убеждений в той степени, в какой им это выгодно. Как сказано в старом анекдоте, подобные личности не колеблются по отношению к линии партии, они колеблются вместе с линией партии.

3) Личности с актуальными потребностями в принадлежности любви. Не следует смешивать их с истерическими потребностями во внимании, которые удовлетворяются игрой  в самопрезентацию, сама же личность при этом существенно не меняется. Речь не идет также о подкупе, шантаже или использовании власти с целью изменить мнение о себе. Поведение человека, наконец, не связано с влиянием внушения, авторитета, с подражанием кому-либо или участием в детско-подростковых ролевых играх в группах сверстников — все это достаточно инфантильно и личностям данного типа несвойственно.

Их поведение мотивировано стремлением к групповой идентичности в отношениях взрослых людей  с развитым социальным интересом. В нормальном варианте это люди, пытающиеся изменить себя таким образом, чтобы заслужить расположение окружающих не только какими-то действиями, но и своими внутренними качествами. Это люди, которые хотят уже не казаться, а быть, не производить впечатление, а стать такими, которых есть за что уважать. Соответствующие личностные качества формируются в ходе серьезной и ответственной деятельности, человек как бы строит себя своими поступками.

Обычно человек одновременно является членом множества больших и малых групп  и стремится занимать в них достойное место. Это трудовые коллективы, семья, общественные и политические организации, конфессии, клубы по интересам и мн. др. В таких группах индивидуум имеет возможность проверить значимость своих внутренних качеств и что-то менять в себе, если хочет сохранить групповую идентичность. Постепенно ему становится ясно, каким он должен быть мужем, отцом, женой, коллегой, каким ему следует быть в роли руководителя, подчиненного, гражданина, ученого, больного, друга и т. д. Насколько ему это удается, он решает, ориентируясь на оценки уважаемых им людей, представляющих убеждения, ценности, идеалы и цели группы.

Поскольку таких групп достаточно много и они могут быть очень разными, личность остается внутренне противоречивой. Это как бы множественная личность, всякий раз меняющаяся при переходе от одной групповой идентичности к другой. Например, человек является верующим, коммунистом, бизнесменом, причем в качестве верующего — православным и язычником. Или, как американский писатель-классик ХХ в. Фаст, — коммунистом и сионистом.

Развитие личности может задержаться на стадии ролевого расщепления, если индивид не замечает ее или не придает ей значения либо не стремится преодолеть внутреннюю дезинтеграцию. Вследствие такой личностной мозаичности он всякий раз меняет свой облик по обстоятельствам, не теряя, однако, чувства самоидентичности. Правдивый, верный, заботливый, нежный или справедливый в одних ситуациях, он может предстать неискренним, вероломным, равнодушным, безжалостным или эгоистичным в других. «Вот что, признаться, меня поражает — взаимный раздор между желаниями одного и того же человека... у человека вы найдете больше воль, чем минут», — удивлялся Ф.Петрарка. Конформисты при определенных обстоятельствах могут представлять вполне жизнеспособное общество, но они же в иных ситуациях способны превратиться в агрессивную массу, обладающую невероятной разрушительной силой, как это уже не раз случалось в истории.

Другая часть индивидов вполне осознает свою противоречивость, непоследовательность и страдает от внутренних конфликтов. Недовольство собой порождает стремление избавиться от неуравновешенности, «двуличия», непоследовательности. К этому могут подталкивать нередкие ситуации, в которых совмещаются противоречивые роли и возникает угнетающее чувство раздвоенности. Кроме того, рядом всегда находятся люди, преодолевшие свой внутренний раскол, пусть их и не так много. Встречи с такими людьми могут стать переломными событиями жизни. Все вместе взятое способно послужить мощным побуждением к той напряженной внутренней деятельности, которая может решительным образом изменить человека. Если это происходит, индивид начинает движение к следующей стадии личностного развития.

Значительную часть данного типа представляют аномальные личности. Один его вариант — индивидуалисты, которые существуют сами по себе, вне каких-либо групп и для которых мнение окружающих мало что значит. Другой вариант — индивиды, которые постоянно экспериментируют, меняют одну за другой групповую идентичность (семьи, трудовые коллективы, политические взгляды, увлечения и друзей и т. п.). Некоторые из них рано или поздно все же определяются с принадлежностью к той или иной группе, не достигая, однако, подлинной внутренней целостности.

Третий вариант — индивиды, жестко связавшие себя с какой-то одной группой, замкнутые в узком социальном пространстве. Например, только или преимущественно в семье, тесном кругу специалистов, религиозной организации, какой-нибудь закрытой структуре и т. д. Эти люди лишены широты интересов и взглядов, полнокровного общения, разностороннего опыта и контактов со всем многообразием жизни, в своей деятельности они руководствуются исключительно групповыми нормами, нередко считая в этом свое призвание. Таким, например, описывает А.П.Чехов прозектора Петра Игнатьевича: «...кругозор его ограничен специальностью,  в остальном он — ребенок». И, наконец, последний вариант данного аномального типа — это индивиды, которые прочно идентифицировали себя с какими-либо экстремистскими группами (феминистки, националисты, борцы за абсолютную трезвость, автономные конфессии и т. д.).

4) Личности с актуальными потребностями в самоуважении. Это самодостаточные индивиды с развитыми чувствами долга и ответственности, сумевшие преодолеть глубокий внутренний раскол и интегрировать разнородный и богатый жизненный опыт в некое целостное образование. Их отношение к себе определяется в первую очередь высокими внутренними качествами, а не оценками со стороны, не положением в обществе, не отношением властей, материальным состоянием или известностью. Их главная потребность — создавать материальные и духовные ценности, учить и воспитывать молодое поколение, помогать нуждающимся. В своем отношении к людям они руководствуются презумпцией доброго начала в человеке.

Бережное отношение к природе, к созданному другими, уважение к истории и предкам, благодарность за полученное ими как бы в долг от других людей, чувство справедливости, скромность, неиссякаемое трудолюбие, требовательность к себе и преданность делу — качества, которые не придают им широкой популярности, а иногда служат причиной нападок за твердость, последовательность и оппозиционность к большинству по многим вопросам.

Личности данного типа — интересные, яркие индивидуальности, им не бывает скучно наедине с собой. Тем не менее в них развито коллективистское начало, готовность к  сотрудничеству. Далеко не всегда это выдающиеся по принятым в обществе меркам люди, но это уже проблема самого общества. Наиболее естественной была бы типология таких людей по основному роду их деятельности, например типология Э.Шпрангера. Будучи больными, они, по-видимому, сильно отличаются от основной массы пациентов: едва ли им свойственны ипохондрия, истерия, паранойя и другие состояния, выявляющие преморбидную дефицитарность личности.

5) Личности с потребностями в самоактуализации. По многим качествам они близки лицам предыдущего типа. Главное отличие — это преобладание мотивации к творчеству, созданию новых идей, форм, образов, технологий, технических устройств, познанию неизведанного. Это люди, находящиеся на краю бездны неизвестного и в этом смысле представляющие высшие образцы мужества. Склонность к творчеству — вообще универсальная особенность человека. Но в личностях данного типа она занимает центральное место.

Среди таких людей особенно часто встречаются индивиды, одержимые наукой, искусством, стремлением к социальному прогрессу и т. д., для них творчество — всепоглощающая жизненная потребность, тяжелая, изнурительная, порой небезопасная, чаще усеянная шипами, а не розами. Такие личности никогда не делают по своей воле ничего, что могло бы причинить ущерб людям, природе и человеческому сообществу, поставить под угрозу его будущее. И.В.Курчатов, как известно, был вынужден создать атомную бомбу под давлением обстоятельств, но сам он стремился совсем к другому — мирному освоению ядерной энергии и впервые построил ядерный реактор. Масштабы деятельности индивидов данного типа очень разные, но всех их роднит одно: неотступное стремление расширить границы контролируемого мира для блага человека и природы.

К содержанию