Разграничение эмоций по знаку

Разграничение эмоций по знаку является несколько неопределенным. С одной стороны, положительные эмоции — это те, которые субъективно приятны, ибо они суть «сигнал возвращенного благополучия». Отрицательные эмоции субъективно неприятны, поскольку они — «сигнал тревоги» (Ильин, 2002), даже если это сигнал мнимой опасности. С другой стороны, объективной, позитивными являются эмоции, которые способствуют выживанию индивида, его адаптации, а негативные — напротив, которые имеют вредные последствия (Изард, 1999).

Заболевания, связанные с расстройствами эмоций, называются аффективными. К ним относятся  депрессиямания и некоторые другие болезни

Следует, однако, признать, что последствия той или иной эмоции далеко не столь однозначны. Стыд, например, может служить сохранению социального порядка, но он же может повлечь совсем иные последствия, такие как замкнутость, лживость, желание оправдывать себя и обвинить кого-то другого. Веселье помогает отдохнуть, расслабиться, но оно же может способствовать уходу от реальности, снижению остроты социального восприятия и некритичности к себе (что происходит, например, на сеансах наших штатных остряков-юмористов со множеством хохочущей публики). Обе упомянутые версии, следовательно, сомнительны, если иметь в виду только эмоции и игнорировать человека, который их переживает. Это верно тем более, что реальные, в особенности отдаленные последствия той или иной эмоции обнаружить и оценить достаточно сложно. Ослепившая человека радость вполне может стать причиной горя и наоборот. Что же касается аффективного тона эмоции, определить его относительно несложно. Далее по этому признаку мы и будем разграничивать позитивные и негативные эмоции, учитывая при этом, что данная дихотомия весьма условна.

Аффективные расстройства лучше всего поддаются комплексному лечению в психиатрической клинике

Позитивные эмоции характеризуют:

  • появление в ситуациях, ведущих к желанной цели, а также в предвкушении или при достижении желаемого результата независимо от того, какова цель деятельности и каков ее результат;
  • укрепление положительной самооценки, если такие эмоции рассматриваются индивидом как показатель его успешности, ума, способностей, компетентности или удачливости;
  • участие в научении, в том смысле, что они закрепляют эффективную модель поведения («оперантное научение»);
  • мотивационная составляющая, побуждающая стремиться к объектам, ситуациям и действиям, с которыми эти эмоции оказались связанными;
  • переживание их как субъективно приятных, привлекательных, доставляющих непосредственное удовольствие, так что они сами могут стать той внутренней целью, к которой человек направляет свою деятельность. В патологии случается, что такими позитивными эмоциями могут стать боль, страдание, чувство унижения; неоднозначность адаптивной функции таких эмоций. Ребенок может играть, читать, если ему это приятно, но он может также грызть ногти, драться, так как и это доставляет ему удовольствие. П.В.Симонов (1970) считал нервные механизмы положительных эмоций более сложными и тонкими, нежели это свойственно отрицательным эмоциям; по его мнению, особенно велика роль положительных эмоций в тех формах освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом, в таких как игра, художественное творчество и восприятие произведений искусства, а также теоретическое познание.

Отрицательные эмоции характеризуют:

  • появление в ситуациях фрустрации (неудачи, препятствия на пути к цели, разочарование в себе, в окружающих людях и т. д.);
  • снижение самооценки, если они ассоциируются с неуспешностью, неспособностью к чему-либо, некомпетентностью, неуважением окружающих;
  • блокирование неэффективных моделей поведения, что побуждает к поиску новых, более успешных («за одного битого двух небитых дают»), но они же могут дезорганизовать деятельность;
  • они побуждают к размышлениям, к тому, чтобы лучше понимать происходящее в окружающем и в самом себе, глубже постигать действительность («не было бы счастья, да несчастье помогло»); результат, однако, может быть и обратным;
  • мотивация, которая подталкивает индивида избегать контактов с объектами, ситуациями, обстоятельствами, с которыми эмоции оказались в связи, нередко в ущерб индивиду;
  • субъективно они обычно неприятны и в целом составляют состояние страдания; негативные эмоции сами могут стать тем явлением, встречи с которым индивид избегает разными, в том числе и болезненными способами;
  • адаптивная роль, которая также не является однозначной. Особенно это касается индивидов, стремящихся к их преодолению деструктивным поведением (болезни зависимости, суициды и др.). Негативные эмоции активируют психологические защиты, т. е. различные формы ложной презентации происходящего. Стойкая фиксация негативных эмоций может повлечь психосоматическое расстройство. С другой стороны, отрицательные эмоции дают возможность острее прочувствовать и простые радости бытия, ценить их, понимать, что смысл жизни состоит не в погоне за наслаждениями и удовольствиями, а лишь в уменьшении страдания (Шопенгауэр).

К содержанию