Память

Память — это способность индивида запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о разных впечатлениях его жизни, включая связанные с воображаемыми событиями и психическим расстройством (генетическая и иные формы памяти в психологии не рассматриваются). Данное определение указывает на три основных процесса памяти:

  • фиксацию (запоминание, рецепцию, импрегнацию);
  • ретенцию (сохранение);
  • репродукцию (воспроизведение).

С известными основаниями может быть выделен и такой процесс памяти, как забывание. Роль памяти состоит в обеспечении индивида информацией о внешней и внутренней средах обитания. Очевидно, что без памяти функционирование психики человека было бы невозможно. Роль памяти, по словам Л.С.Выготского, можно сравнить со значением капитала в мировой экономике. Рассмотрим упомянутые процессы памяти детальнее.

Процессы памяти

1. Фиксация — запечатление, связывание информации. Из огромного количества впечатлений, поступающих в мозг через сенсорные каналы, запоминается далеко не всё в силу отбора нужной индивиду информации. Так, плохо запоминаются ничем не примечательные факты повседневной жизни. Д.Кэттел (1895) обнаружил, в частности, что из 56 опрошенных только 7 человек смогли верно вспомнить, что на минувшей неделе шёл снег. «По-видимому, — говорит он, — о погоде, которая была на прошлой неделе, люди говорят ничуть не более точно, чем о погоде, которая будет на следующей».

Снижение памяти часто может свидетельствовать о тяжелых психических расстройствах или соматических заболеваниях мозга, поэтому в этом случае рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику и пройти диагностику

Существуют между тем незабываемые впечатления, следы которых запоминаются на долгие годы. Прямое изучение фиксации затруднено тем, что она обнаруживается опосредованно, через другие процессы памяти. Сложно судить, например, о запоминании той или иной информации, если индивид почему-либо оказался не в состоянии её сохранить или вспомнить. Тем не менее установлено, что процесс запоминания контролируется рядом факторов, из последних укажем следующие:

Эмоциональное сопровождение впечатлений. Информация, оставляющая индивида равнодушным, запоминается значительно хуже, нежели та, которая порождает яркий эмоциональный отклик. Одни индивиды лучше запоминают нечто неприятное, другие — что-то позитивное, это зависит от особенностей личности. Оптимист, ориентированный на восприятие чего-то положительного, скорее запомнит приятные для него впечатления, пессимист, напротив, прежде всего воспринимает и запоминает события мрачного содержания. Возникающие при этом аффективные ассоциативные ряды указывают на то, что физиологической основой палеомышления является прямое или опосредованное влияние эмоций на психические процессы, включая память;

Структурированность впечатлений. Впечатления, образующие определённую конфигурацию, запоминаются лучше тех, которые не включены в какую-то когнитивную структуру. В опыте с запоминанием числа шахматных фигур на доске Адриан де Гроот установил, что сильные шахматисты после 5-секундного предъявления запоминают 90%, слабые же игроки запоминают всего 40% фигур. Первые запоминают фигуры лучше потому, что воспринимают определённую игровую ситуацию, вторые видят на доске механическое скопление фигур. Существует мнемонический приём, благодаря которому индивид обучается методам структурирования впечатлений с целью улучшить показатели запоминания. Так, запомнить количество и порядок чередования 12 пар черепномозговых нервов проще, если запомнить такую фразу: «Обжигающая зависть гложет бледную Татьяну, открыто льёт слёзы, причитает ядовитая баба, добиваясь покорности». Начальные буквы фразы совпадают с началом названия соответствующих нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой и преддверный, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный);

Осмысленность впечатлений. Коллекционер тюбиков зубной пасты, например, запомнит увиденные им на витрине магазина тюбики намного лучше того человека, которому они мало что говорят, так как коллекционер видит в них определённый смысл. Найти или придать смысл каким-то впечатлениям вообще крайне важно для запоминания. Для этого необходимо сопоставить и связать текущие впечатления с прежним опытом, желаниями, планами и вообще с тем, что индивид считает для себя чем-то особенно значительным;

Кратность повторения заучиваемого материала. Г.Эббингауз установил: если в первый день индивид повторил бессмысленный материал 64 раза, то на другой день для запоминания ему потребуется вдвое меньше повторений, чем в том случае, если бы в первый день он повторил материал 32 раза;

Распределение заучивания во времени. Так, если индивид обучается машинописи в день по 1 часу, то на научение уходит в среднем 55 часов. Если же он тратит по 4 часа в день, то на научение уходит в среднем 80 часов. В первом случае, кроме того, навык машинописи сохраняется более устойчиво;

Мотивация запоминания. Если почему либо индивид осознанно стремится что-то запомнить, показатели фиксации значительно улучшаются. Например, если предстоит серьёзный экзамен по предмету, студент запоминает материал много лучше, нежели в том случае, если для зачёта ему достаточно аккуратно посещать занятия;

Оптимальный уровень психической активности. Качество умственной деятельности, включая запоминание, в целом подчиняется закону Йеркса-Додсона: относительно невысокий уровень активности облегчает решение сложных задач и затрудняет решение простых задач; при высоком уровне активности выявляется обратная картина. Доказана и зависимость качества запоминания от времени суток: если запоминание происходит утром, то материал лучше воспроизводится в тот же день. Если же запоминание происходит днём, то материал лучше вспоминается в последующие несколько дней. Очевидна зависимость качества запоминания от суточного ритма психической активности;

Эффект предшествования. Предварительное ознакомление с материалом улучшает запоминание последнего. Совершенно новые впечатления запоминаются существенно хуже тех, о которых индивид уже имеет некоторое представление, так как индивиду не с чем их связать и к тому же труднее понять. Знание в общих чертах той или иной дисциплины значительно облегчает усвоение её более частных положений;

Адекватность способа представления материала. С помощью словесных инструкций, например, сложнее запомнить, как завязывать галстук или шнурки на ботинках, но проще это сделать посредством показа того, как это делается;

Сенсорная яркость впечатлений. Частным случаем этого правила является зависимость качества запоминания от синестезии. Так, мнемонист Ш. с его феноменальной памятью прекрасно запоминал обыденные вещи благодаря синестезии. Он говорил, например, Л.С.Выготскому: «Какой жёлтый рассыпчатый у Вас голос!». Цифра 1 напоминала Ш. «гордого стройного человека», цифра 2 — «весёлую женщину» и т. п. Синестезии, однако, мешали Ш. запоминать словесные тексты, так как он путался в хаосе образов;

Беспрепятственная консолидация. Консолидация — это процесс закрепления следов памяти, длящийся до 60 минут. Данный процесс может быть нарушен под влиянием аффекта, гипоксии, травмы мозга и других факторов. В одном из исследований у футболистов, перенесших травму мозга, спрашивали текущий счёт игры. Только что пришедшие в сознание игроки верно называли этот счёт, но спустя несколько секунд они его забывали. Нервные клетки в период консолидации, как предполагается, «отдыхают». Если же они в этот период «работают», следы памяти не закрепляются. Так, если во время консолидации индивид пытается запомнить близкий к предыдущему материал, последний не запоминается — это явление известно как ретроактивная интерференция. Консолидация может быть нарушена также и в том случае, если индивид вспоминает о чём-то сходном с предшествующим материалом, — проактивная интерференция. Так, учащийся хуже запоминает материал, если во время консолидации он вспоминает о чём-то ему подобном.

2. Ретенция — сохранение информации в нервных структурах памяти. Данные об этом представлены при описании форм памяти.

3. Репродукция (экфория энграмм (от греч. ekphoreo — выносить, en — находящийся внутри, gramma — запись), вспоминание) — воспроизведение следов памяти. Успешность репродукции связана с влиянием разных факторов, таких как уровень активности сознания, значение для индивида того или иного материала, внушение и самовнушение, ассоциации с другими элементами опыта, самооценка, направленность внимания, эмоциональное состояние индивида. Например, хуже вспоминается информация, связанная с негативной самооценкой, вступающая в противоречие с убеждением в чём-либо, способная испортить настроение и т. д. Остановимся подробнее на забывании методов поиска той или иной информации в памяти. Имеются в виду ключевые стимулы, облегчающие воспоминание. Забывание таких стимулов означает, что индивид как бы разучился что-либо вспоминать.

Многим, вероятно, известно чувство «вертится на языке», когда самостоятельно и быстро не удаётся что-то вспомнить. Достаточно, однако, какой-либо подсказки, например первой буквы слова, как нужное воспоминание является в сознании. Э.Тульвинг показал, что если запоминание дополнять воспроизведениями, то материал вспоминается значительно лучше. Индивид при репродукции материала тем самым как бы научается использовать ключевые стимулы. Те сведения, которые не вспоминаются или воспроизводятся редко, обычно забываются, так как теряются необходимые ключевые стимулы. Роль ключевых стимулов при воспоминании показывает эксперимент, направленный на изучение так называемой ассоциативной памяти.

Испытуемому предлагается запомнить слова, каждому из которых предшествует другое, находящееся в легко устанавливаемой связи с первым, служащее как бы подсказкой при его воспроизведении. Если запоминаются лишь отдельные слова, то после однократного предъявления при обычной памяти верно воспроизводится в среднем 7 слов. В том же случае, когда слова запоминаются в паре с подсказками, правильно воспроизводятся 15–20 слов. Неверные ключевые стимулы могут стать причиной ложных воспоминаний.

В известном рассказе А.П.Чехова о лошадиной фамилии (настоящая фамилия персонажа была Овсов) герой неудачно выбрал ключевой стимул («лошадь») и по ассоциации с ним безуспешно перебирал фамилии, прямо указывающие на лошадь. Подсказки часто используются, в частности, при сборе анамнеза. Они при этом не внушают тот или иной ответ, а лишь помогают пациенту вспомнить забытые ключевые стимулы к тем или иным воспоминаниям. Врач, например, просит пациента что-то вспомнить, спрашивая о его настроении в тот или иной момент, каких-то действиях, обстановке, ситуации, времени происшедшего и т. п. Вспоминая о подобных обстоятельствах, пациент может наткнуться на нужный ключевой стимул и далее уже сам вспомнить нужный факт. Отдельного упоминания заслуживает роль гипноза в воспоминании. Существует распространённое мнение, что гипноз облегчает репродукцию. Это мнение, как установлено, является ошибочным. В гипнотическом состоянии под влиянием внушения общее количество воспоминаний действительно увеличивается. Проблема состоит при этом в том, что страдает адекватность воспоминаний, велика вероятность появления неточных и даже ложных воспоминаний.

4. Забывание — утрата следов памяти. Первые исследования забывания, проведённые Эббингаузом, показали, что объём забытого материала увеличивается с течением времени. Спустя час забывается чуть менее 60% предъявленных к запоминанию бессмысленных слов, через сутки — немного более 60% слов, а затем кривая забывания медленно и плавно снижается. Согласно закону Джоста, из двух одинаково сильных на данный момент следов памяти более стойким оказывается тот, который образовался ранее. Иными словами, скорее забываются более свежие следы памяти. Если же материал заучивается обдуманно и настойчиво, то в итоге возникает эффект вечного хранения, когда кривая забывания спустя 2–4 года выравнивается и затем незначительно снижается на протяжении 50 лет. Если таким материалом является иностранный язык, то слова, которые заучивались особенно легко, сохраняются в памяти лучше. Лучше хранятся в памяти и те слова, которые заучивались постепенно, а не интенсивно и за короткий отрезок времени. Другими исследователями было показано, что следы памяти лиц людей хорошо сохраняются в течение 30 лет, имена же этих людей забываются быстрее.

Считалось, что навыки забываются медленно. Умения ходить, говорить, ездить на коньках или велосипеде, действительно, мало подвержены забыванию. Однако это не является правилом, общим для всех навыков. Психопатология забывания навыков, таких как узнавание, речь, письмо, счёт и т. п., весьма разнообразна. Установлено, что медленно забываются навыки замкнутого цикла — в них одна операция жёстко связана с последующей, каждой новой операции при этом предшествует одна предыдущая, являющаяся как бы её ключевым стимулом. Это, например, навыки одевания, личной гигиены, произношения слов, составления фраз, диалога в общении. При всей их прочности такие навыки в болезни рискуют пострадать особенно сильно, если в силу нарушения выпадает хотя бы одно звено. Значительно скорее забываются навыки разомкнутого цикла — в них каждое действие является изолированной реакцией на отдельный стимул, то есть целому ряду различных операций может предшествовать несколько разных ключевых стимулов, а это запомнить намного сложнее при слабой или ослабленной памяти.

Например, это навыки беседы врача с пациентом, интервью психолога с клиентом, вообще поведение индивида в малопредсказуемой ситуации. Если навыки первого типа легко могут пострадать при локальных нарушениях памяти, то вторые — преимущественно при общем снижении памяти. Некоторые навыки являются смешанными — в них как бы сочетаются качества двух предыдущих. Такие навыки могут забываться достаточно быстро. Например, это навык оказания первой медицинской помощи. Выяснилось, что спустя три месяца он забывается настолько, что только два человека из 10 могут верно его воспроизвести. В патологии, вероятно, это наиболее ранимые навыки, они могут выпадать как при общем снижении памяти, так и при локальном её повреждении.

Значительное место в забывании отводится эмоциональному тону воспоминаний, тому, насколько они приятны или неприятны индивиду. Установлено, что неприятные воспоминания забываются скорее. Вернее сказать, они хуже воспроизводятся из-за сопротивления, которое они встречают при своём появлении в сознании индивида. В одном из исследований (Вальдорогель, Хантер, 1967) обнаружилось, что 50% спонтанных воспоминаний являются субъективно приятными (они, к примеру, не снижают самооценку), 20% — нейтральными и неприятными — только 30%. Известно также, что оценка мучительности родов, поначалу достаточно высокая, спустя три месяца снижается на 25–30%. Выяснилось, кроме того, что 30–40% насильников, включая убийц, не помнят подробностей совершённого ими преступления, как если бы такие воспоминания имели силу психической травмы.

Это показывает, что память как бы фильтрует воспоминания таким образом, чтобы оградить индивида от их травмирующего влияния. По-видимому, в большинстве случаев это совершенно нормальное, во всяком случае, весьма распространённое явление. Считается установленным, что особенно легко забываются детские психические травмы. Так, из 450 жертв изнасилования в детстве 59% респондентов вообще ничего об этом не могли вспомнить. Это не означает, однако, что травмирующие впечатления тем самым вполне изживаются и остаются без последствий.

Подводя итог сказанному, можно предполагать, что причинами нарушений памяти являются следующие:

  • Необратимые общие и локальные органические повреждения нервных структур памяти, такие как атрофия, травматические, воспалительные, опухолевые и другие подобные им поражения;

  • Временная инактивация нервных структур памяти, например депрессия, оглушение сознания, кататонический ступор;

  • Гиперактивация и дезорганизация деятельности нервных структур памяти, наблюдающиеся, к примеру, в состояниях мании, спутанного сознания;

  • Нарушения самоосознавания, когда мнимые воспоминания принимаются индивидом за реальные и наоборот;

  • Ослабление и утрата навыков запоминания и воспоминания;

  • Психологическая переработка воспоминаний и в итоге подмена их менее травматичными;

  • Искажение репродукции под влиянием внушения и самовнушения, особенно в работе с детскими воспоминаниями, когда пациенту могут быть внушены фиктивные воспоминания;

  • Возрастные факторы прежде всего имеется в виду детская (инфантильная) амнезия — забывание впечатлений первых 3–5 лет жизни, точнее, неспособность их вспомнить или воспроизвести в сознании как самостоятельно, так и с помощью специальных методов, в частности гипносуггестии. Детский опыт, между тем, не забывается, он сохраняет своё бессознательное влияние и, судя по клиническим наблюдениям, может воспроизводиться в виде разнообразных психопатологических феноменов. Следует обратить внимание и на тот факт, что ранние внешние впечатления многие совершенно здоровые индивиды могут принимать как собственные переживания, например чей то рассказ за пережитое самим индивидом, как это описал у себя Ж.Пиаже.

К содержанию