Основные формы мысли

Отвлечённое и связанное с речью мышление совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие — мысленное представление свойств, качеств, объектов и явлений с помощью речи. Существуют разные понятия, это зависит от того, какие именно свойства или объекты имеются в виду. Могут быть выделены, например, конкретные, собирательные, общие и абстрактные понятия. Конкретное или наглядно-образное понятие — это мысленное представление конкретного объекта или явления: ветер, стол, берёза, книга и т. п. При этом подразумевается некое единичное явление или совершенно определённый предмет. Такие понятия образуются путём соединения некоторого числа наглядных признаков этого предмета или явления. Собирательное понятие есть мысленное представление какой-то естественной группы объектов или явлений. Это, к примеру, гроза, лес, город, деревня, страна. Такие понятия составляются путём перечисления предметов и явлений, образующих некое натуральное множество.

Общее понятие есть мысленное представление однородной в каком-то отношении группы объектов или явлений: стол (имеются в виду все предметы со свойствами стола), стул, машина, дерево, работа и т. п. Общие понятия образуются путём соединения признаков, одинаковых для соответствующего класса предметов, ситуаций или явлений. Абстрактное понятие есть мысленное представление невещественных, как бы неконкретных свойств и качеств объектов или явлений. Это, к примеру, цвет, вещество, энергия, труд.

Абстрактные понятия определяются различными способами, но при этом обязательно подчёркивается природа, функциональное назначение соответствующего свойства или качества. Другой подход состоит в выделении простых и сложных понятий. Простые понятия образуются мысленным представлением какого-то одного свойства предмета или явления. Например, это синий, круглый, высокий и т. д. Сложные понятия составляются из нескольких признаков. В конъюнктивных понятиях это по меньшей мере два признака, в дизъюнктивных — одно из двух либо оба признака, в соотносительных — вся совокупность признаков, связей и отношений.

Различают содержание и объём понятия. Содержание понятия — это совокупность отражённых в нём свойств объектов. Объём понятия — это множество объектов, которым принадлежат такие свойства. При этом чем больше содержание понятия, тем меньше его объём и наоборот — закон обратного их отношения. Объёмы понятий могут быть тождественными, частично совпадающими, объём одного понятия может быть включён в состав другого и, наконец, разные, противоположные понятия могут входить в состав другого, более широкого. Например, «галлюцинация есть один из видов нарушения восприятия» и «галлюцинация — мнимый наглядный образ» есть тождественные по содержанию понятия. «Зрительная галлюцинация» и «слуховая галлюцинация» есть частично совпадающие понятия. Все виды галлюцинаций входят в состав понятия «психотическое расстройство». Такие противоположные понятия, как «мания» и «депрессия», включены в понятие «аффективное расстройство». Объём и содержание множества даже научных понятий не имеют чётких определений, это неизбежно влечёт ошибки суждения.

Суждение — мысль об объекте, явлении, ситуации, включающая констатацию того или иного признака или свойства либо отсутствие такового. Таким свойством может быть что угодно, начиная от наглядного признака и заканчивая чем-то более значительным. Например, обладает ли явление А качеством причинности по отношению к явлению С. Иными словами, это любое утверждение, которое, согласно формальной логике, может быть только истинным или ложным.

Существуют разные типы суждений. Эмпирические суждения таковы, что их истинность может быть установлена опытным путём. Например, правомерность суждения «Джон агрессивен» можно выяснить путём наблюдения за субъектом суждения. Формальные суждения индивид признаёт ложными или истинными на основе предшествующего личного опыта. Например, он считает верным суждение «все люди агрессивны». Если такие суждения приобретают характер аксиомы, то индивид в силу атрибуции враждебности станет делать из них некие логические следствия, то есть приписывать людям это отсутствующее у них качество. Суждения могут быть основаны на теоретическом знании, на интуиции, иметь другие источники, в том числе болезненные. Чем сильнее оторваны суждения от наглядности, тем более вероятно, что они окажутся ложными.

Суждения могут быть для индивида не только истинными или ложными, его оценка содержания суждения может быть иной. Например, это оценка утверждения с позиции знания: «мне это известно из того, что я читал». Индивид тем самым говорит, что его мнение не претендует на абсолютную истину, оно основано только на том, как он сумел понять прочитанное. Соответственно этому он и выразит своё суждение. Например, он скажет так: «Я согласен с автором этой книги в том, что история с Чингисханом выдумана от начала до конца». Оценка собственного суждения может выражать отношение убеждённости («я в этом убеждён»), отношение сомнения («я этом не уверен»), отношение веры («я в это не верю»). Могут быть и такие оценки собственного суждения: «это необходимо», «это адекватно», «это разрешено», «это хорошо», «это допустимо», «это вероятно», «это полезно» и др.

Упомянутые здесь и подобные им оценки содержания суждения называют логическими предикатами. Способность суждения, по Э.Канту, особенно отчётливо проявляется в готовности индивида применить свой рассудок к конкретным обстоятельствам. Чем более дифференцированной и точной является система оценок суждения индивида и чем шире круг объектов и ситуаций, о которых индивид может судить, тем более развита его способность суждения. Если он, например, подменяет оценку истинности оценкой целесообразности или адекватности, он ошибается, так как полезное в том или ином отношении отнюдь не всегда бывает истинным. Очень важно в плане оценки способности к суждению индивида сознание им того, что он не готов судить о том, что ему малоизвестно или непонятно. Умного человека отличает от умственно отсталого сознание ограниченности своего знания.

Умозаключение — новое знание, извлекаемое из уже принятых суждений, или логический вывод из имеющихся посылок. Способность к умозаключениям есть способность рассуждать, мыслить самостоятельно. В логике Аристотеля различаются индуктивные и дедуктивные силлогизмы, или умозаключения. В индуктивных умозаключениях из двух или более частных посылок делается один общий вывод. Например: медь — металл, медь электропроводна; следовательно, все металлы электропроводны. Обобщающие умозаключения могут быть и ошибочными. Например: чугун — металл, чугун при нагревании уменьшается в объёме; следовательно, все металлы при нагревании уменьшаются в объёме. Адекватная будто бы логика не гарантирует того, что обобщающие выводы всегда верны. Дедуктивные умозаключения образуют частный вывод, основанный на общей и частных посылках. Например: все люди ошибаются, Пётр — человек; следовательно, ошибается и Пётр. Такие конкретные умозаключения также могут быть ложными. Например: все сыры жёлтого цвета, Луна жёлтого цвета; следовательно, Луна состоит из сыра. Это пример того, что наглядные признаки плохо совмещаются с логикой.

Ложным является и классический силлогизм, принятый за образец правильного мышления: «Все люди смертны, Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен». Этот конкретный, как и подобные ему, вывод на самом деле вводит в заблуждение: Сократа давно уже нет, ему не может угрожать вторая смерть. Ошибка состоит тут в том, что к посылке «Сократ — человек» незаметно добавили ещё одну, ложную — «Сократ жив до сих пор». В целом же все умозаключения образуют два класса: дедуктивные и вероятностные. Дедуктивные силлогизмы строятся по правилам, гарантирующим получение истинности заключения при истинности посылок. Все остальные умозаключения являются вероятностными. В реальной умственной практике умозаключения часто бывают представлены в неполной, энтимемантической форме (от греч. in thimos — в уме), то есть некоторые посылки как бы только подразумеваются, они остаются незамеченными, отчего случаются многочисленные ошибки.

К содержанию