Невротическая личность или невроз характера — психоаналитические термины, обозначающие патологию личности, в значительной мере совпадающую с психопатией. Это незрелые личности, которым свойственны по меньшей мере три кардинальных признака: аномальные потребности, комплексы и психологические защиты. Мы считали бы целесообразным описать их в надежде, что это позволит лучше понять переживания и поведение пациентов с расстройствами личности, т. е. психопатов.
Наиболее полно, по нашему мнению, аномальные или невротические потребности описывает К.Хорни (1942). К.Хорни представляет такие потребности или тенденции как защитные стратегии, которые используются пациентами для преодоления «базальной тревоги» — ощущения «одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Эти нормальные изначально, но ставшие «избыточными» потребности, которые невротическая личность использует негибко, избирая какую-то одну во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга, врача, работодателя и чистильщика обуви», — поясняет К.Хорни. Вот эти потребности.
| Как лечить неврозы? |
- В любви и одобрении — ненасытное стремление быть любимым, объектом восхищения и в то же время повышенная чувствительность к критике, отверганию, проявлениям недружелюбия.
- В руководящем партнере — чрезмерная зависимость от других и убеждение, что любовь может решить все.
- В четких ограничениях — нетребовательность, довольство малым, подчинение другим.
- Во власти — склонность доминировать и презирать «слабых».
- В эксплуатировании других — боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.
- В общественном признании — желание быть объектом восхищения, зависимость самооценки от общественного статуса.
- В восхищении собой — стремление приукрашивать образ себя, представлять его лишенным недостатков и ограничений.
- В честолюбии — сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; порождает страх неудачи.
- В самодостаточности и независимости — избегание любых отношений, предполагающих принятие на себя обязательств; дистанцирование от всех и вся.
- В безупречности и неопровержимости — стремление быть совершенным и непогрешимым во всем; поддержание впечатления совершенства и добродетели.
- В описаниях психопатий встречаются упоминания о многих невротических потребностях. Любопытно, но К.Хорни разграничивает всего три типа невротического характера (уступчивый, обособленный и враждебный), хотя, по ожиданиям, их могло быть больше.
Что касается комплексов, то их открытие связывают, как известно, с К.Юнгом. Комплекс, считал он, может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением, контролируя человека и используя его психику в своих целях. Над Л.Н.Толстым, думал К.Юнг, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти. При выявлении и измерении силы комплекса могут быть, по К.Юнгу, использованы три метода: прямое наблюдение (плюс аналитическая дедукция, например анализ снов), обнаружение индикаторов комплекса (например, оговорок) и измерение интенсивности эмоционального выражения (например, частоты пульса). Приведем короткое описание наиболее часто упоминаемых комплексов:
- Комплекс Антигоны (по имени дочери Эдипа, добровольно отправившейся в изгнание вместе с отцом) — проявляется неосознаваемым сексуальным влечением дочери к отцу. Лежит, как предполагают, в основе некоторых неврозов и перверсий.
- Комплекс Гризельды (по имени героини «Декамерона» Д.Бокаччо, ставшей образцом женской добродетели) — инцестное влечение отца к дочери, желание сохранить ее для себя, отказывая всем претендентам на ее руку.
- Комплекс деда — желание мужчины стать своим дедом, чтобы стать над отцом, приобрести власть над ним. Связан, как полагают, с инцестными желаниями и геронтофилией.
- Комплекс Дианы (назван по имени богини, имевшей мужские интересы и равнодушной к противоположному полу) — нежелание быть женщиной будто бы из-за зависти к пенису мальчиков. Рассматривается как причина некоторых перверсий и невротических состояний.
- Комплекс Йокасты (назван по имени матери, полюбившей своего сына, Эдипа) — инцестуозное влечение матери к сыну.
- Комплекс Каина (назван по имени библейского Каина, из зависти убившего своего младшего брата, Авеля) — ненависть обделенного любовью родителей ребенка к обласканному нежностями сибсу (сибсам).
- Комплекс кастрационный — фантазии детей, когда мальчик боится потерять пенис (отец из ревности кастрирует его), а девочка мечтает его заполучить.
- Комплекс Медеи (назван по имени мифической царевны, убившей из ревности к мужу, Ясону, своих детей и отравившей соперницу) — стремление матери убить своих детей, чтобы отомстить мужу.
- Комплекс неполноценности — уход от трудностей с целью избавить себя от осознания своей несостоятельности.
- Комплекс превосходства — уход от якобы «ничтожных» трудностей, сопряженный с демонстрацией своего превосходства в чем-то ином. Обозначается и как гиперкомпенсация.
- Комплекс Ореста (по имени мифического героя, мстившего матери за убийство своего отца) — неосознаваемое желание убить свою мать.
- Комплекс Федры (по имени мифической царицы, испытывавшей любовную страсть к своему пасынку) — инцестуозное влечение матери к приемному или неродному сыну.
- Комплекс Эдипа (по имени мифического героя, который убил отца и женился на матери) — инцестуозное влечение сына к матери и ревность, ненависть к отцу.
- Комплекс Электры (по имени мифической героини, мстившей матери за убийство ею своего отца) — ненависть дочери к матери и сексуальное влечение к отцу.
Комплексом, по К.Юнгу, может стать любая эмоционально значимая идея или любое желание, если они подавлены, вытеснены из сознания. Число комплексов, таким образом, далеко не ограничивается здесь упомянутыми. Идея комплексов фиксирует ряд отклонений поведения, причины которых остаются неизвестными. Вместе с тем она является сугубо гипотетической. Число комплексов может быть увеличено до степени, дискредитирующей саму идею их существования.
Наконец, невротическую личность характеризуют различные формы психологической защиты — ментальных действий, направленных на устранение тревоги и ощущения опасности. Психологические защиты формируются и функционируют неосознанно. Для невротической личности они являются способами самообмана относительно себя и реальных внешних ситуаций. Приведем короткое описание основных защитных стратегий.
1. Вытеснение (мотивированное забывание) — удаление из сознания травмирующих представлений. Обычно является стойким, неподконтрольным сознательным усилиям. Вытесненный материал может обнаруживать себя разными путями: сновидениями, оговорками, невольными действиями, остротами, соматическими симптомами, детскими страхами взрослых, а также символизацией, т. е. смещением на другие объекты: например, чувство враждебности к отцу проявляется враждебностью к другим проявлениям авторитаризма.
2. Проекция — приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств, намерений и действий другим людям. При проекции человек говорит: «Она меня ненавидит» вместо «Я ненавижу ее». Проекция осуществляется в три этапа. На первом происходит отрицание у себя неприемлемого качества. На втором — экстернализация, т. е. перемещение этого качества на другого человека. На третьем этапе наступает обращение, т. е. узнавание этого качества у другого человека направленным на себя. Так, по Фрейду, возникает параноид, являющийся, как он полагал, следствием проекции гомосексуального влечения.
3. Замещение — перенос инстинктивного чувства или импульса, например враждебности, на другой, менее угрожающий объект. Замещением объясняют, например, жестокое обращение с детьми.
4. Рационализация — самооправдание путем объяснения, искажающего реальные отношения, например имеющую объективные основания недоброжелательность индивид интерпретирует следующим образом: «Они осуждают меня по своей глупости».
5. Противодействие или формирование реакции — замена неприемлемого импульса или чувства на его противоположность. Ненависть к ребенку выражается, например, подчеркнутой любовью. Реактивные образования такого рода отличаются от естественных чувств и действий своей экстравагантностью и конвульсивностью, т. е. неестественностью и вынужденным характером, так что и при желании пациент не может от этого освободиться. Иногда такие образования действительно удовлетворяют первоначальный импульс: так, мать «душит» ребенка своей «любовью».
6. Регрессия — возврат на более раннюю и пройденную стадию развития: например, молодая жена, не умея наладить зрелые отношения с мужем, возвращается в привычные условия родительской семьи, а потерявший работу инвалид возобновляет употребление алкоголя. Ретрогрессия — возврат наблюдавшихся ранее образцов поведения. Так, испуганный в школе ребенок снова начинает сосать палец, как он это делал в детском саду.
7. Фиксация — остановка на одной из ранних стадий развития. Так, пугаясь самостоятельной жизни, индивид остается сверхзависимым и, не вступая в брак, не покидает родительскую семью, предпочитая оставаться взрослым ребенком.
8. Сублимация — перевод неприемлемых или агрессивных импульсов в социально одобряемое русло, например мастурбация сублимируется в занятия спортом, а агрессивность — в работу следователя, прокурора, хирурга.
9. Отрицание реальности — отказ принять нечто, причиняющее страдание: например, индивид не может принять смерть близкого человека и продолжает считать, что тот все еще живой, ждет его возвращения или порывается раскопать могилу; или индивид не может поверить, что его разлюбили, и продолжает жить по планам совместной близости отношений.
10. Изоляция — нейтрализация аффекта, связанного с травмирующим событием. Индивид старается при этом не думать о том, что произошло, и о том, что за этим последует.
11. Подавление (уничтожение сделанного) — нейтрализация аффекта, связанного с собственным недостойным поступком или побуждением. Индивид старается забыть о случившемся, переключая внимание на что-то другое.
12. Интроекция — замена внешнего объекта представлением о нем. Например, интроектами родителей могут стать какие-нибудь их советы или предостережения. Индивид может следовать таким предписаниям, хотя в нем самом они не укоренились и не стали естественной частью его Я.
13. Поворот против себя — обращение неприемлемых импульсов, адресованных окружающим, на себя. Так, по Фрейду, агрессия против кого-то направляется на себя в акте суицида.
14. Идентификация — процесс, посредством которого индивид а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-либо; в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого. Данный термин в психоанализе никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого. Первичная идентификация — состояние младенца, еще не способного найти различия между «я» и «ты».
Вторичная идентификация — процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже установлена. Дети подражают родителям и как бы заимствуют свою идентичность от них. Это защита, она позволяет детям отрицать переживание сепарации с родителями; считается частью нормального развития. Проективная идентификация — процесс, когда индивид представляет, что он находится внутри некоего объекта. При этом возникает иллюзия контроля над объектом и появляется возможность получать замещающее удовлетворение. При вуайеризме, например, пациент представляет себя внутри реального сексуального партнера, будто бы контролирует его и получает удовольствие. При интроективной идентификации происходит процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. При этом индивид говорит или что-то делает как бы от имени другого человека, не отождествляя себя с ним. Именно так действует, например, актер в какой-нибудь роли или индивид, который представляет себя в роли другого человека.
15. Интеллектуализация — анализ личной проблемы в отстраненных интеллектуальных понятиях, позволяющий игнорировать собственные эмоции и чувства. Так, переживание чувства вины подменяется размышлениями о природе этого чувства, его роли в жизни человека, происхождении и значении совести.
16. Перенос или трансфер — смещение чувств и установок с эмоционально значимых лиц на кого-то другого, например на психотерапевта. При положительном переносе смещение касается позитивных чувств и установок, при отрицательном переносе — негативных чувств (обиды, обвинений и др.). Противоперенос — смещение психотерапевтом своих чувств и установок на пациента. Последний может вызывать антипатию, недовольство или, напротив, уважение, доверие, расположение, хотя с его личными качествами это никак не связано.
17. Расщепление — разделение целостной структуры как бы на два самостоятельных объекта: позитивный и негативный. Восприятие себя и других становится полярным: то крайне положительным, идеализированным, то резко отрицательным, уничижительным, трагичным. Так, в период влюбленности индивид видит в партнере чуть ли не божественное существо, а после охлаждения к нему — напротив, всего лишь ординарного, всем раздражающим человека. Неспособность видеть травмирующее начало в конфликте или стрессе на некоторое время помогает пациенту сохранять спокойствие и самообладание, чтобы повлечь затем отставленную реакцию на психическую травму. Совмещение полярных реакций неизбежно влечет за собой двойственность отношения, амбивалентность.
18. Нереалистический оптимизм, или механизм Польянна — склонность самовлюбленного индивида считать, что вероятность чего-то плохого у других людей значительно выше, нежели у самого себя. Это другие могут заболеть раком, стать наркоманами или подвергнуться нападению, у них на это есть некие основания, а «со мной, я уверен, все будет хорошо, я другой, я в состоянии предупредить неприятности или с ними справиться».
19. Вера в справедливый мир — убеждение, что мир справедлив и распределяет невзгоды неслучайным образом, только среди тех людей, которые их достойны. А «меня карать не за что, я заслуживаю только хорошего». Другая сторона такой веры — обвинение тех, кому выпал несчастливый жребий. Например, «бедные виноваты в этом сами, они могут пенять только на самих себя». Насилие оправдывается тем, что люди его «заслужили», так как они «неполноценные, бесчестные, жестокие» и т. д. В обществе, где большинство верит в такую справедливость, обычно воцаряются и оправдываются социальное и экономическое неравенство.
20. Глупость — неосознанное отрешение подавлять свою напряженную умственную активность, основанное на господстве стереотипов типа: «горе от ума», «от многой мудрости — много скорби», «с дурака спросу нет», «умные богатыми не бывают» и др. Познавательная пассивность приводит в конечном итоге к состояниям, близким к умственной отсталости, когда люди ограничиваются поверхностными знаниями и банальными суждениями. Именно это имел в виду П.Б.Ганнушкин, описывая «конституционально глупых» психопатов.
Говоря по существу, психологические защиты есть лишь перевод некоторых моделей поведения на язык психологических терминов. Это часто варьирующие констатации давно и общеизвестных фактов, но вовсе не их объяснение, как многие считают. Обозначить явление или построить его вербальную модель отнюдь не означает приблизиться к пониманию его существа. Магия слов способна породить не более чем иллюзию понимания, хотя и это порой представляет немалую ценность.
В качестве иллюстрации «невроза характера» вернемся к конформной личности, с которой прочно ассоциируются бытовые представления о «приспособленчестве», «беспринципности» и т. д. Под конформностью как свойством личности понимают тенденцию индивида «идти вместе со всеми» и менять свои отношения и убеждения под влиянием других людей. Главная особенность конформной личности — ориентация на принцип социального доказательства. Не факты и логические выводы, а мнения и поступки окружающих играют в ее поведении значительную, а порой и решающую роль. Основное значение приобретают влияние группы (нормативное социальное давление) и влияние авторитета, а также то, что их символизирует.
Например, это могут быть одежда, внешность, дорогие престижные вещи, украшения, данные социологических опросов, искусная риторика, положение в обществе, популярность, почетные звания, титулы и др. Следует подчеркнуть роль рекламы. Технология современной рекламы строится на наблюдениях Аристотеля: «словесные убеждения есть трех видов. Первый вид зависит от личности говорящего; второй состоит в том, чтобы создать определенное настроение у аудитории; третье доказательство или видимое доказательство содержится в словах самой речи». Многие жертвы рекламы склонны считать, что она действует на других людей, но не на себя. Влияние рекламы на конформную личность столь велико, что возникло выражение: «Об идеалах нации можно судить по ее рекламе».
Невротическая личность во многом является противоположностью личности зрелой, здоровой. По отношению к последней многие понятия психологии, такие как зависимость, защиты, комплексы и т. п., неприемлемы. Ряд авторов указывает на опасность экстраполяции выводов, сделанных при изучении невротических личностей и тем более больных людей, на нормального человека.