Навязчивые явления

Общие сведения

Расстройство обозначается и другими терминами: навязчивые идеи и представления, обсессии, навязчивости, обсессивно-фобический синдром, ананказм, обсессивно-компульсивное расстройство. Впервые описано Платтером в 1617 г., а в отечественной литературе — И.М.Балинским (1858). Различают обсессии — навязчивости в сфере идеации (к обсессиям нередко относят все навязчивости либо навязчивые мысли, идеи, образы и импульсы), фобии (фобический невроз) — навязчивости в аффективной сфере и компульсии или импульсии — навязчивости в волевой сфере, включая поведение. Относятся одними авторами к проявлениям патологии мышления, другими — к нарушениям воли и сознательного контроля, некоторые исследователи связывают навязчивости с нарушениями аффекта. Налицо неопределённость, которая, полагаем, свидетельствует о том, что в психопатологии навязчивостей существуют определённые проблемы. Навязчивости, по некоторым оценкам, встречаются у 15–20% населения.

Определения, анализ критериев навязчивостей. Приведём ряд дефиниций понятия «навязчивые явления» с тем, чтобы уточнить клинические критерии расстройства.

Навязчивые идеи мешают жить? Запишитесь на прием к врачу-психиатру

«Навязчивыми идеями, навязчивыми представлениями мы называем идеи, которые при наличии внешнего повода или без него назойливо навязываются больному против его воли при условии, что больной — за исключением состояния сильного аффекта — считает их неправильными. Однако, — указывает далее Е.Блейлер, — несмотря на это, они не являются чуждыми личности, которая ощущает их как результат своего мышления... Сознание болезни всегда налицо, — продолжает автор, — но не всех больных можно подвигнуть на то, чтобы они действительно хотели вылечиться». К.Ясперс относит к навязчивостям психическое содержание, «присутствующее в сознании в данный момент, помимо воли и желания остаётся в нём и не может быть из него удалено».

Навязчивости, по К.Ясперсу, возникают в связи «с неспособностью Я влиять на селекцию материала сознания». Тем самым, считает автор, «степень возможности развития навязчивых явлений определяется волевыми качествами человека... при отсутствии волевого контроля — как у идиотов или очень маленьких детей — говорить о навязчивостях не приходится». Само содержание навязчивых переживаний, полагает К.Ясперс, может находиться как «в полном соответствии с личностью», так и быть чуждым или представляться ей «абсолютно бессмысленным».

«Строго говоря, — заключает автор, — навязчивые явления... — это явления, чьё существование вызывает в человеке сильнейшее противодействие и чьё содержание кажется ему беспочвенным, бессмысленным и абсолютно или относительно непонятным».

Главное в навязчивых явлениях, согласно К.Шнайдеру (1967), это «осознание некоей навязанности, неподконтрольности последовательности внутренних событий, неспособность вытеснить из сознания нечто бессмысленное или не имеющее достаточных оснований, чтобы владеть сознанием». По Д.С.Озорецковскому (1960), навязчивости — это мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, движения, возникающие независимо и вопреки желанию, притом непреодолимо, и отличающиеся постоянством. В.П.Осипов (1931) в своём руководстве по психиатрии указывает:

«Под навязчивыми явлениями подразумеваются такие представления и идеи, страхи или фобии и влечения, которые возникают в сознании страдающего ими человека независимо от и против его желания, неожиданно и часто внезапно, припадочным образом, не находясь в видимой связи с содержанием его мышления, и от которых он часто не в состоянии освободиться, несмотря на все усилия; возникая в теснейшей связи с эмоциональной сферой больного, они не вступают в ассоциативную связь с другими элементами мышления, препятствуют правильному течению мышления и тормозят его; навязчивость явления, его болезненный характер обыкновенно осознаётся больным, обнаруживающим критическое отношение к явлению, и определяется как чуждый, не свойственный его мышлению».

Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок (1994) не предлагают общего определения навязчивым явлениям, как бы предполагая неоднородную их природу. Авторы разграничивают «навязчивости» или обсессии, «компульсивность» и «фобии». «Навязчивости» определяются как патологические мысли или ощущения, устойчивые и не поддающиеся разубеждению путём логических доводов, эти нарушения сопровождаются повышенной тревожностью (отметим сближение навязчивостей в такой трактовке с бредовыми идеями). «Компульсивность» есть патологическое расстройство в виде влечения с потребностью подчиняться нездоровым импульсам; при сопротивлении этим импульсам у пациента развивается сильная тревожность, а «повторение одних и тех же действий в ответ на навязчивость... успокаивает больного». «Фобии» есть «устойчивый, безрассудный, чрезмерный патологический страх перед какими-то определёнными явлениями и ситуациями... и непреодолимое желание избежать действия раздражителя, вызывающего страх».

Приведём также определение обсессивно-компульсивного расстройства из МКБ-10. Основная черта расстройства, отмечают её составители, — это «повторяющиеся обсессивные мысли или компульсивные действия». «Обсессивные мысли представляют собой идеи, образы или влечения, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному. Они почти всегда тягостны (потому что они имеют агрессивное или непристойное содержание или просто потому, что они воспринимаются как бессмысленные), и больной часто пытается безуспешно сопротивляться им. Тем не менее они воспринимаются как собственные мысли, даже если возникают непроизвольно и невыносимы. Компульсивные действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки... Их смысл заключается в предотвращении каких-либо объективно маловероятных событий, причиняющих вред больному или со стороны больного».

Подчёркивается частая связь обсессий и компульсий, с одной стороны, и депрессии — с другой. Тем самым как бы утверждается, что навязчивости с разумным или приятным содержанием не встречаются или на фоне мании не возникают. Навязчивые страхи включены в рамки тревожно-фобического расстройства и тем самым как бы исключены из категории навязчивых феноменов. Многие сходные фобии объединены в МКБ-10 термином агорафобия (синонимом является термин топофобия), его значение существенно расширено в сравнении с первоначальным, указывающим на страх открытого пространства (Westphal, 1871).

К содержанию