Нарушения операции обобщения

Проявляются неспособностью формировать общие понятия и суждения, то есть составлять группы объектов с однородными признаками, характеризующими релевантные свойства этих объектов. Так, дети образуют группы, руководствуясь лишь внешними, сенсорными признаками, например цветом, вкусом или размером. Таким же образом может осуществляться обобщение при умственной отсталости или деменции. В иных случаях пациенты используют не только наглядные, но также другие признаки. О состоянии способности к обобщению можно получить некоторое представление в ходе беседы с пациентом. Так, в ответ на просьбу сообщить жалобы на самочувствие пациент перечисляет некоторые признаки болезни, но вместе с тем включает в текст сообщения и свои соображения о том, что он думает о том или ином симптоме, а заодно и о том, что говорили ему о его болезни другие врачи. Иными словами, он создаёт разнородную группу объектов, как бы соскальзывая со стержня основной задачи.

При нарушениях мышления Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Для изучения способности к обобщению иногда бывает полезно специальное исследование. Пациенту предлагают, например, выполнить серию заданий с целью найти общее или объединяющее название для группы объектов. Приведём три группы таких заданий в порядке нарастания степени их сложности. Первая группа такова: хлеб, мясо, сыр; слесарь, адвокат, врач; чашка, кружка, тарелка; сапог, ботинок, валенок; щука, окунь, карась; стол, стул, шкаф; вторник, среда, суббота; ведро, бочка, бутылка; часы, линейка, весы. Вторую группу составляют более сложные задания: глаз, ухо, нос; река, лужа, океан; палатка, дворец, дом; свеча, фонарь, костёр; звезда, комета, метеор; дерево, водоросли, кустарник; кашель, чихание, насморк; секунда, метр, тонна; сутки, месяц, год; печаль, радость, страх. Третью группу образуют самые сложные задания: лес, болото, река; бензин, сок, слюна; коляска, лыжи, самолёт; руда, нефть, глина; микроб, цветок, человек; жесты, мимика, позы; любовь, ненависть, ревность; трудолюбие, великодушие, общительность; буква, цифра, улыбка; машина, гвозди, спички; смех, плач, стон.

При достаточно хорошо развитой способности к обобщению пациенты успешно выполняют и самые сложные задания. При умственной отсталости (дебильности) и слабоумии пациентам доступны лишь некоторые задания первой группы. При пограничной умственной отсталости верно выполняются задания первой и отчасти второй групп. Пациенты при этом охотно принимают помощь, работают с интересом, проявляют признаки сомнения в правильности своих решений. При депрессии пациенты работают медленно и особенно затрудняются в подборе точных выражений, отчего может возникать ложное впечатление о снижении уровня обобщения. Пациенты в состоянии мании действуют быстро, много говорят, не исправляют своих ошибок, даже если их замечают, и в целом показывают более низкие результаты, нежели в обычном состоянии за счёт ошибок в простых задачах.

При органическом снижении умственной активности число ошибок прямо зависит от сложности задания. При лёгком снижении пациентам доступны задания и третьей группы, при умеренном снижении — и второй, при значительном снижении они справляются только с заданиями первой группы. При этом темп работы «органиков» замедлен, пациенты думают «вслух», зачастую они многословны и обычно предпочитают объединять объекты по наглядным, ручным и операциональным признакам («слесарь забыл прикрутить гайку, лётчик разбился, а врач не успел ему помочь»). При шизофрении качество обобщения может не зависеть от сложности задания. Наряду с существенными при этом часто используются случайные, формальные или слишком отвлечённые обобщающие признаки («неорганические соединения», «экологические термины», «взаимодействующие системы», «относятся к закону о переходе количества в качество»).

О снижении уровня обобщения свидетельствует тенденция к смещению ответов в сторону более низкого уровня, хотя эти ответы в целом могут быть вполне релевантными. Так, при нерезком снижении заметно тяготение к ситуативным ответам («это признаки болезни, может быть, заразной»); более адекватным был бы, видимо, несколько иной ответ, например «это симптомы разных болезней». При умеренном снижении предпочитаются операциональные признаки («простуда, тут хорошо бы перцовочки накатить, грамм этак двести»). Выраженное снижение проявится опорой на наглядные признаки («недомогание, человек плохо себя чувствует»). Делать окончательный вывод о снижении уровня обобщения следует, разумеется, с достаточной осторожностью. Во-первых, потому, что в реальной ситуации в силу более высокой мотивации индивид может обобщать значительно лучше, нежели в условиях эксперимента. Во-вторых, часто бывает неизвестно, как индивид мог обобщать до психического расстройства, чтобы сравнить соответствующие показатели. Кроме того, снижение уровня обобщения может происходить по другим, нередко преходящим причинам (переутомление, подавленность, адинамия).

К содержанию