В клинической практике лучше всего изучены нарушения интеллекта, которые определяются термином «слабоумие». Слабоумие есть расстройство интеллекта до степени, когда становится невозможным нормальное выполнение социальных, профессиональных функций и повседневных обязанностей. К.Ясперс указывает, что понятия «слабоумие» и «деменция» в своём обычном употреблении относятся как к разложению умственных способностей, так и к распаду личности. Клинические критерии слабоумия формулировать достаточно трудно в силу неясности самого понятия «интеллект», так что никто из исследователей этого обычно не делает, предпочитая ограничиваться отдельными замечаниями. Тем не менее, учитывая последние, попытаемся это сделать.
![]() |
Мы поможем Вам остановить развитие слабоумия. Звоните нам или записывайтесь онлайн |
Итак, вот возможные клинические критерии слабоумия.
-
Значительные нарушения памяти, достигающие степени амнезии на текущие, а иногда и на прошлые события. Снижение способности запоминать влечёт существенное падение обучаемости, а также нарушения ориентировки во времени, месте, обстановке, ситуации, а в тяжёлых случаях слабоумия — и в собственной личности. Снижение способности вспоминать имеет следствием обеднение запасов знания и навыков. Кроме того, может быть нарушена способность использовать знания и навыки, даже если сохранились соответствующие следы памяти.
-
Значительное снижение продуктивности мышления в силу различных его нарушений, таких как расстройство последовательности мышления, нарушения его операций, в особенности операций обобщения, абстрагирования, синтеза и конкретизации, обеднение суждений, неспособность рассуждать, а также нарушение динамики мышления в виде его замедления и тугоподвижности. Важную роль в этом играет также дефицит воображения.
-
Значительное ослабление познавательной потребности вплоть до выпадения ориентировочного рефлекса. Пациенты лишены пытливости, любознательности или даже простого любопытства. Наряду с этим наблюдаются общее снижение активности и обеднение аффективности, достигающие порой аспонтанности и апатии. Одновременно с этим существенно снижен уровень мотивации умственной деятельности. Это, в частности, безответственное отношение к своим суждениям, когда пациенту становится абсолютно безразлично, насколько он объективен, разумен, есть ли ему сказать что-то важное и полезное другим людям.
-
Дисфункция речи, следствием чего являются трудности в получении и передаче информации, понимании содержания текстов и сказанного другими людьми, а также нарушения мышления в той степени, в какой умственная деятельность зависит от речи.
-
Утрата или снижение критического отношения к интеллектуальному дефициту. В лучшем случае сознание болезненности касается отдельных сторон интеллекта, но и в этом случае пациенты не понимают всего трагизма своего положения.
-
Ясное сознание. Сознание при слабоумии может быть и помрачено, но само по себе это отнюдь не упраздняет факта слабоумия. Расстройство сознания в таких случаях является обычно преходящим психотическим эпизодом, может быть, способствующим в какой-то мере нарастанию имеющегося слабоумия. Чаще, пожалуй, бывает так, что нарушения сознания, в особенности состояния оглушения, предшествуют наступлению слабоумия. Некоторые авторы склонны поэтому если не отождествлять, то объединять некоторые нарушения сознания, в частности делирий и деменцию.
Упомянутые нарушения обычно представлены при слабоумии весьма неравномерно. Так, в одних случаях могут преобладать нарушения памяти, в других — мышления, в третьих — эмоционально-волевой сферы. Кроме того, у пациентов могут сохраняться или возникать другие психические нарушения, например припадки, спутанность сознания, обманы восприятия, бред, кататонические симптомы, депрессия, мания, патология влечений (сатириазис, булимия и т. п.), нарушения поведения.