Мышление

Мышление (нус, логос, чистый разум, софия, другие названия) в развитом его состоянии есть особый вид познавательной активности индивида, позволяющий ему выявлять субстанциональные свойства явлений действительности, устанавливать существующие между этими явлениями связи и отношения, а также создавать и использовать когнитивные структуры для решения актуальных задач.

Мышление, как и другие психические явления, не есть нечто сугубо идеальное или бесплотное, его функционирование неразрывно связано с работой мозга и протекающими в нём материальными процессами. Но это не следует понимать буквально, так, будто сама мысль материальна, вещественна, что её можно, например, выделить из мозга, взвесить, определить её электрические свойства, а по картине ЭЭГ узнать, о чём именно думает индивид. Не следует понимать это и так, будто мышление есть лишь побочный спутник нейропсихологических процессов, их тень, отзвук или некий эпифеномен и что изучать можно и нужно только эти процессы, проблемы же психологии, логики и психопатологии мышления являются досужими спекуляциями либо чем-то побочным, не имеющим прямого отношения к делу.

Мышление суть опосредованная форма умственной деятельности, поскольку первичная информация о чём-либо происходящем вне его поступает в мыслительные структуры только посредством органов чувств и никак иначе. Более того, ему свойственно как бы двойное опосредование: не только органами чувств, но и памятью, в которой сохраняется информация как о впечатлениях минувшего, так и о самом мышлении, о тех программах или алгоритмах, по которым оно работает. Чувственное познание может функционировать и помимо сознания, представляя индивиду мир в потоке ощущений, наглядных и мысленных образов. За этой красочной, изменчивой и обманчивой чувственной поверхностью индивид благодаря осознанным умственным усилиям способен распознать нечто регулярное, закономерное, незыблемое. В этом смысле мышление есть отвлечённая и осознанная форма познавательной активности.

При нарушениях мышления советуем обратиться к психиатру, которой поставит верный диагноз и подберет правильное лечение

По словам мудреца древности, всё видимое временно и преходяще, вечно же только невидимое. Установить, когда человек впервые осознал факт собственного мышления, едва ли возможно, в историческом плане это произошло, по-видимому, сравнительно недавно. Ещё персонажи Гомера разговаривают так, будто не подозревают, что у них есть лишь какие-то идеи или мысли, а не знание истины, и похоже на то, что герои Эллады вполне отождествляют действительность с тем, что они о ней думают. Понятие о мышлении появляется, вероятно, лишь в эпоху античности. Именно в это время Анаксагор объявляет мышление первоначалом мирового порядка. Платон кладёт эту мысль в основу своей философии, полагая, что мир вещей является воплощением мира неизменных и абсолютных в своём совершенстве идей. Аристотель первым предпринимает попытку изучить систему правил мышления.

Только с того времени возникают представления о правильном и неправильном процессах мышления, а оно само становится объектом разностороннего изучения, в том числе в плане содержательно-генетической логики /Зиновьев А.А. (1922–2007) и др./ Очевидно, к примеру, что младенец от рождения воспринимает и дневной свет, и ночную тьму, по-своему что-то об этом думает, но понять, что есть день и что есть ночь, почему они возникают, как и осознать сам факт этого понимания, он сможет много позднее, лишь когда получит возможность мыслить отвлечённо. Психоаналитики приписывают З.Фрейду честь открытия первичных и вторичных процессов мышления; более справедливым был бы упрёк в высокомерном пренебрежении тем знанием о мышлении, которое лучшие умы выработали на протяжении веков.

Благодаря мышлению индивид обретает способность не только фиксировать и связывать в своём сознании некие факты реальности, не только приспосабливаться к постоянно меняющейся действительности, он получает также возможность целенаправленно изменять мир и самого себя. Вырвавшись из биологического плена, человек создаёт новую, надприродную действительность — культуру, цивилизацию, ноосферу, в том числе культуру самого мышления. Мышление в этом смысле представляет собой коллективный феномен, итог длительной исторической умственной практики человеческого сообщества.

Индивидуальное мышление есть в основном результат усвоения субъектом опыта умственной деятельности всего человечества. Роль врождённых факторов сводится к гипотетической способности индивида усваивать этот опыт и готовности формировать соответствующие мыслительные структуры. Оснований надеяться, что по генам удастся определить интеллектуальный потенциал индивида либо решить, что он принадлежит к какой-то новой эволюционной ветви сверхчеловека, о чём иногда говорят, пока недостаточно.

Было бы неправильно представлять мышление как некую самодовлеющую психическую функцию, что делают, в частности, некоторые психологи-когнитивисты и разделяющие это убеждение психиатры. Мало научиться «мыслить позитивно» в утопической надежде избавиться от всех проблем, а тем самым и от депрессии, страха или тревоги. Важнее, вероятно, мыслить адекватно и реально воспринимать проблемы, порождающие упомянутые экзистенциальные переживания, иначе индивиду никогда не удастся понять их смысл и с ними справиться, если только он не поддастся соблазну себя обмануть. Старая японская пословица гласит: старайся преодолевать проблемы, а не чувство вины.

Мышление индивида интегрировано в структуры его личности, оно развивается и функционирует как подчинённая инстанция и является всего лишь малой частью огромного целого, далеко выходящего за пределы отдельно взятого человека. Не мышление решает, что нужно знать или что делать человеку в какой-то ситуации, такие решения принимает и осуществляет он сам, используя собственное мышление в качестве инструмента достижения целей, которые он сам себе ставит. Но верно и другое: индивид мыслит лишь в границах возможностей имеющихся у него на данный момент когнитивных структур и одним своим желанием или только усилием воли никак не может стать вдруг умнее самого себя.