Контролируемое и автоматическое мышление

Контролируемое мышление — мышление осознанное, преднамеренное и требующее усилий. Обычно включается в ситуациях, когда предстоит решать серьёзные задачи и ответственность за ошибки резко повышается. Это свойство дисциплинированного ума зрелой личности.

Автоматическое мышление — неосознанное, непреднамеренное, непроизвольное и не требующее усилий мышление. Это как бы привычка думать тем или иным образом, доминирование когнитивных стереотипов. Таких, к примеру, как «бедные люди глупы и ленивы», «блондинки сексуальны», «молодость глупа», «Запад цивилизован, а Восток дик» и т. п. Люди в большинстве своём инфицированы такими и подобными информационными вирусами, свои мысли и действия они склонны объяснять очень уж развитой у них интуицией, чаще всего они не отдают себе отчёта в том, что заставляет их то и дело ошибаться.

Понять собственные механизмы мышления Вам поможет социальный психолог

Несколько иллюстраций негативной стороны автоматического мышления. Описан, в частности, феномен господства ошибок, существо которого состоит в уверенности индивида в том, что он был «прав с самого начала». Учитель, к примеру, заведомо убеждённый в том, что мальчики способнее девочек в математике, незаметно для самого себя облегчает мальчикам достижение успеха и препятствует в этом девочкам. Затем этот «факт» он выдаёт как доказательство изначальной своей правоты. В психологии это называется механизмом самореализующегося пророчества. Лекарственный препарат, в эффективности которого врач заведомо уверен, помогает пациенту «лучше», нежели тот, по отношению к которому есть предубеждение. Аналогичное явление свойственно и пациентам, которые тем или иным образом ориентированы к лекарству. Другим примером является эффект ореола — склонность индивида придавать наибольшее значению своему первому впечатлению о человеке. Сказанное не означает, разумеется, что у автоматического мышления нет преимуществ. Его роль зависит от того, насколько индивид способен контролировать процессы своего мышления.

Отношения между указанными формами мышления остаются достаточно неясными. Во всяком случае, эти отношения не могут быть выражены в терминах субординации. Так, затрагивая вопрос о соотношении словесно-логического и архаического мышления, Л.Леви-Брюль (1934) высказывает такое мнение: «Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической и другой логической, отделённых одна от другой глухой стеной, а есть лишь различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто — быть может, всегда — в одном и том же сознании». Сходную мысль высказывает Е.Блейлер: «Существуют степени аутистического мышления и переходы к реалистическому мышлению, однако лишь в том смысле, что в ходе мыслей аутистические и реалистические понятия и ассоциации могут встречаться в количественно-различных отношениях». Определённо можно, пожалуй, говорить лишь о том, что ориентация индивидуального мышления весьма изменчива и от одной формы мышления человек, по обстоятельствам, способен переходить к любой другой. Любой индивид располагает разными формами мышления, и сам по себе этот факт нельзя считать проявлением какой-то патологии. Например, нормальный будто бы человек в одно и то же время является коммунистом, православным верующим, сектантом и лидером секты, а кроме того, успешным руководителем крупного предприятия. Такие случаи, вероятно, далеко не редки, а быть может, именно они и характеризуют не исключение из общего правила, а само это правило.

Вышеприведённые сведения показывают, что представление о мышлении как о некоей монолитной и одномерной познавательной функции является несколько упрощённым. Мышление как процесс многопланово, оно протекает в нескольких измерениях мысли одновременно, то есть во времени, на разных уровнях, в различных фор мах. На одну и ту же мысль можно смотреть с разных сторон и оценивать её с разных позиций. Это обстоятельство так или иначе учитывается, как было показано, в психологии, но, может быть, намного важнее это делать при изучении психопатологии мышления.

К содержанию