Сердечно-сосудистые расстройства

Многие атипичные антипсихотики влияют на сердечно-сосудистую систему. Наиболее частым осложнением терапии считается удлинение сегмента QT вследствие пролангации вентрикулярной реполяризации.

Удлинение интервала QTс может привести к риску возникновения полиморфной желудочковой тахикардии и внезапной смерти, особенно в случае увеличения интервала QTс более 500 мс. В связи с вышесказанным следует быть осторожным при назначении психотропных средств одновременно с сердечно-сосудистыми препаратами, увеличивающими этот интервал.

Отметим, что в общей популяции больных шизофренией выше частота возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и смертность от данной патологии (Liebzeit K. et al., 2001). При приеме клозапина, сертиндола, зотепина и запрасидона (применение этого медикамента приводит к увеличению интервала QT на  30-60 мс у 12,3% пациентов) особенно необходим мониторинг ЭКГ. Тиоридазин также предпочитают не использовать в связи с отрицательным влиянием на сердечно-сосудистую систему.

В сравнительном исследовании было продемонстрировано, что увеличение интервала QTс достигает 30 мсек. при терапии тиоридазином, 16 мсек. — зипразидоном, 7 мсек. — галоперидолом, 6 мсек — кветиапином, 4 мсек — рисперидоном и 2 мсек. — оланзапином (Harrigan E. et al., 2004).

Перед началом терапии психотропными препаратами желательно тщательно исследовать функциональную активность сердечно-сосудистой системы. Последнее особенно значимо у пожилых пациентов и лиц, имеющих наследственную отягощенность сердечно — сосудистыми заболеваниями.

В молодом возрасте в связи с функциональной лабильностью сердечно-сосудистой системы у больных при приеме антипсихотиков достаточно часто возникает тахикардия, отмечаются нарушения атриовентрикулярной проводимости, гипотонические реакции, включая коллаптоидные состояния.

Гипотония и ортостатическая гипотония купируются пероральной гидратацией, тщательным инструктированием пациента, снижением дозы препарата или переходом на более активный антипсихотик. Для пациентов с частыми эпизодами ортостатической гипотонии некоторые авторы рекомендуют носить фиксирующие чулки, а также проводить короткие курсы терапии дигидроэрготомином.

Риск появления инсульта или транзиторного нарушения мозгового кровообращения у пожилых больных составляет при приеме рисперидона в среднем 3%.

Вернуться к Содержанию