Задержка психического развития

ЗПР или задержка психического развития — это нарушение темпов созревания некоторых высших психических функций в процессе развития ребенка.

Когда проявляется задержка психического развития?

Не с рождения. Несмотря на то, что причины ее могут быть разными (от врожденных особенностей развития мозга и нервной системы,  до социальных условий проживания ребенка), диагностировать ЗПР сразу после рождения, разумеется, нельзя.

Чаще всего ЗПР характеризуется неравномерностью: то есть могут быть вполне развиты моторные функции (ребенок подвижен, активен), но отстает в развитии речь; при достаточном уровне развития мышления может страдать эмоциональная сфера (например, ребенок не «читает», или читает с трудом эмоции окружающих). Наиболее часто при ЗПР можно наблюдать недоразвитие нескольких функций.

Как определить, что у ребенка ЗПР?

На внешнем облике ребенка, его физическом созревании задержка психического развития отражается мало, а потому родители (склонные к тому же идеализировать свое дитя), часто не начинают бить тревогу раньше, чем наступит пора идти в детский садик. Именно тогда, при возможности сравнения уровня развития конкретного ребенка с окружающими детьми, а также — за счет диагностической работы логопедов, педагогов, психологов, родители чаще всего сталкиваются с диагнозом ЗПР.

Признаки ЗПР

В отличие от педагогической запущенности, когда у ребенка больше страдает эмоционально-волевая регуляция и преобладает инфантилизм, при ЗПР будет более выраженной картина нарушений познавательной активности: несоответствие возрастным нормативам развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. То есть, испытывая приблизительно одинаковые трудности при обучении в школе, долго сохраняя игровые интересы в школьном возрасте, дети с ЗПР, в отличие от педагогически запущенных, будут отличаться робким поведением и большей послушностью на уроках при сходной неуспеваемости. Однако если коррекция педагогической запущенности требует, в основном, педагогического воздействия и работы с семьей, — задержка психического развития требует работы детского психолога, логопеда, невролога, помимо педагогов и дефектологов.

Что делать?

Не паниковать: задержка психического развития — обратимое явление (не путать с умственной отсталостью), которое требует лишь тщательной диагностики уровня развития тех функций, что пострадали, а также определения и устранения причин этого (если последнее возможно).

Для диагностики задержки психического развития (а ее очень важно отграничить от педагогической запущенности, которая возникает по причине воздействия только социальных факторов) необходимо обращаться к хорошим детским психотерапевтам. Конечно, случается, что оба этих состояния сочетаются: есть органическое предпосылки для ЗПР, но есть также и факторы социальные, семейные, которые приводят к педагогической запущенности.

Коррекция может длиться не один месяц, но эта работа необходима, поскольку она дает возможность выровнять темпы психического развития, а, следовательно, сделать ребенка успешным в школе и компетентным в отношениях с окружающими людьми. 

Обнаружили у ребенка признаки ЗПР? Мы готовы Вам помочь!   Позвоните нам

1116