Восстановление после психоза

Лечение психоза — острого и серьезного психического заболевания, как правило, не ограничивается только применением медикаментозных препаратов. Хотя они, несомненно, являются неотъемлемым способом терапии.

Как правило, лечение психоза делает необходимым применение психотропных препаратов, в основном, нейролептиков, а в некоторых случаях — антидепрессантов или транквилизаторов. Поскольку психоз — непростое состояние, оно требует сугубо индивидуального подхода к пациенту. Помимо медикаментозных, как правило, при лечении психозов используются методы социальной реабилитации и вспомогательной психотерапии. Психоз, как и любую острую форму заболевания, невозможно вылечить в домашних условиях. Как правило, период качественного лечения составляет не менее 21 дня, а в некоторых случаях и больше.

Существуют результаты исследований, которые указывают на чрезвычайную важность лечения и последующего восстановления человека (особенно, после первого психотического эпизода) (Scully et al., 1997). Есть исследования, которые свидетельствуют о значимости своевременного лечения и восстановления после первого психотического эпизода, например, при шизофрении. А некоторые исследователи называют решающей именно раннюю стадию, наступающую после первого психоза (Birchwood et al., 1998).

Что необходимо для качественного восстановления после психоза?

Помимо ранней диагностики и своевременного выявления психотических расстройств (а нередко могут проходить недели и месяцы, прежде чем окружающие догадываются обратиться за профессиональной помощью), необходимо особое внимание уделять вопросам вовлечения пациента в сам лечебный процесс. Нередко человек может не признавать того, что болен, отказываться идти на контакт со специалистом, что, естественно, негативно сказывается на вероятном прогнозе течения заболевания. Терапевтическое взаимодействие, альянс, так называемый, комплайенс — залог удерживания пациента в самом лечебном процессе, и в конечном итоге — исхода самого заболевания. Комплайенса порой невероятно сложно бывает достичь. Причиной тому — ложная уверенность пациента в бесполезности медицинской помощи, стигматизация психического заболевания и убежденность в бесполезности лечения, страх перед психиатрами и лечебными психиатрическими учреждениями.

Нередко отмечается, что не только само переживание психоза, но и помещение пациента в «типичную» психиатрическую клинику может давать симптомы посттравматического стрессового расстройства. (McGorry и др.1991). Именно поэтому очень важны комфортные условия лечения (особенно — первого эпизода психоза).

Не менее важны меры психологической адаптации и восстановления социальных ролей пациента после переживания им эпизода острого психоза. Пребывая даже недолгое время в подобном остром состоянии, человек неизменно утрачивает часть собственных социальных связей и, нередко, навыков. Все это необходимо компенсировать в ходе проведения мер индивидуальной социальной реабилитации и в групповой работе. Групповая форма очень важна для тех пациентов, которым бывает сложно осознать наличие собственного заболевания. Важен пример, который иллюстрировал бы то, что с это можно пережить, над этим состоянием можно обрести контроль, и наконец, увидеть, каким именно образом приобретаются навыки контроля.

Отсюда вытекает еще одно направление, способствующее восстановлению после психоза: психообразование. Информирование пациента и его семьи о том, что происходит, каковы способы первой помощи при наступлении острого психотического состояния, как правильно распознать симптоматику и предотвратить ее нарастание вовремя. А вспомогательная психотерапия (наиболее эффективен бихевиоральный подход) помогает взять под контроль собственное психическое состояние. Все эти знания способствуют значительному снижению вероятности наступления повторного рецидива, помогают формированию уверенности в себе не только самому пациенту, но и его родственникам.

Лечение и восстановление после психоза в клинике «Психическое здоровье»

Лечением психозов в нашей клинике занимаются не только психиатры, хотя психиатр — именно тот специалист, который контролирует работу всех остальных врачей. На стадии реабилитации с пациентом и его семьей работают психотерапевты, психологи, социальные педагоги. Все эти специалисты позволяют в максимально возможно короткие сроки привести психическое здоровье человека в норму.

В нашей работе мы придерживаемся того мнения, что комплексная терапия, где сочетаются методы медикаментозного и немедикаментозного воздействия дает наилучшие, устойчивые результаты.

Кроме перечисленного выше, нами так же используются и новейшие, безопасные методы инструментальной терапии: биологическая обратная связь (БОС), транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), светотерапия.

BulletБиологическая обратная связь

Дает возможность пациенту пронаблюдать за силой собственной реакции на различные стимулы и, при помощи специальных упражнений выработать новые, более эффективные навыки реагирования.

BulletТранскраниальная магнитная стимуляция

Позволяет не только отследить то состояние, в котором находится моторная зона коры головного мозга, но и за счет магнитного импульса воздействовать на кору угнетающе или возбуждающе, в зависимости от того состояния, в котором находится пациент.

BulletСветотерапия

Благоприятно воздействует на циркадные ритмы организма (режим сна и бодрствования), что нередко очень важно при восстановлении организма человека, пережившего психотический эпизод.

Такое сочетание различных методов воздействия на болезнь значительно снижает сроки лечения и приводит к эффективным результатам.

В нашей практике мы используем только зарекомендовавшие себя, надежные хорошо проверенные методы диагностики и терапии. Дополнительно хочется отметить, что оказание своевременной помощи — залог успешного прогноза лечения психозов.

Остались вопросы? Мы знаем, как Вам помочь!   Позвоните нам

Теги: