Синдром Аспергера

Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра и был описан впервые Гансом Аспергером в 1944 году как «детская аутистическая психопатия». Данный синдром представляет собой состояние, характеризующееся нарушениями социального взаимодействия, а также ограниченными и повторяющимися интересами и занятиями. Точные причины развития и информация о распространенности синдрома Аспергера отсутствуют. Полученные данные от шведских ученых показывают, что из 1000 новорожденных Синдрому Аспергера подвержены 3−7 младенцев, причем мальчики чаще страдают от этого синдрома, чем девочки.

Основным признаком детей, страдающих расстройством аутистического спектра типа Аспергера, считается «замкнутость», которая проявляется в бедности общения, нарушении коммуникативных связей и отрешенности от реальности. Симптомы данного заболевания проявляются уже в первые месяцы жизни. Дети не только не идут на руки к незнакомым лицам, но и к матери. В дальнейшем они избегают всего нового.

Детям с синдром Аспергера свойственна застывшая мимика, отрешенное выражение лица. Взгляд обычно направлен мимо собеседника и зафиксирован на окружающих предметах. У таких детей двигательные функции формируются и развиваются вовремя, но при этом движения угловатые и неритмичные. Походка и осанка носят необычный характер.
Детей с синдром Аспергера не интересует общение с ровесниками. Они вступают в контакт только с меркантильными целями, например, чтобы взять понравившийся предмет. В подобных случаях они общаются с людьми, не обращая внимания на разницу в возрасте. При обращении в семье дети с синдромом Аспергера являются интактными — им трудно строить диалог. Они зависимы от близких людей, но не проявляют стремления к участию в совместной деятельности. У многих детей с данным заболеванием фиксирование на одном из родителей наблюдается в течение всей жизни. Дети постоянно стремятся к уединению. Они выбирают одни и те же места и маршруты. Их действия и поступки непонятны окружающим.

Кроме сложности при коммуникации с окружающими, у детей с данным заболеванием наблюдается задержка становления речи. Чаще всего первые слова формируются в 12−18 месяцев без отставания, но они не направлены к собеседнику. Речь имеет оттенок инфантильности. При этом темп и ритм речи не имеют нарушений. Громкость в голосе может изменяться от повышенной до угасающей, переходящей в шепот. Невербальные коммуникации отсутствуют, мимические реакции скудные. Очень сложно вырабатывать у этих детей социальные и коммуникативные навыки.

У детей с синдромом Аспергера игры носят стереотипный, односторонний характер. Их увлекают игры с водой и различными механизмами. Они предпочитают играть сами с собой, без игрушек. Дети с данным заболеванием проявляют интерес к собирательству вещей, но не применяют их во время игры. У них наблюдается бесчувствие и эмоциональная тупость. Они чрезмерно обидчивы и могут причинить неприятности другому существу, получая при этом удовольствие. Перечисленные выше отклонения проявляются у детей с синдромом Аспергера уже в первые дни после рождения и сохраняются в течение всей жизни.

В возрасте 2−5 лет у некоторых детей формируются кратковременные психотические состояния, которые сопровождаются галлюцинациями или бредом. Пропадает интерес ко всем видам деятельности. При возникновении каких-либо проблем дети с синдромом Аспергера проявляют агрессию, которая может сопровождаться разрушительными действиями. В отношениях со сверстниками присутствует жестокость. У детей происходят периодические изменения аппетита. Настроение меняется циклами, улучшение наблюдается в вечернее время. Дети часто конфликтуют с близкими людьми, не могут установить дружеские связи с ровесниками. Сон нарушается и становится прерывистым.

Описанные изменения могут длиться от нескольких дней до месяцев. Синдромом Аспергера сопровождается сменой фаз состояния. В некоторых промежутках происходит выравнивание настроение, но затем вновь наступает ухудшение. Специалисты отмечают, что у детей с синдромом Аспергера возможны деперсонализационные расстройства с нарушением осознания собственного «Я». Реже у этих детей наблюдали навязчивые состояния и ритуальные действия. Следует отметить, что у детей, страдающих синдромом Аспергера, возможны ухудшения состояния, причиной которых могут быть не только кризовые сдвиги, но и появления депрессий, гипоманий. Несмотря на продолжительный характер рассмотренных состояний, можно прогнозировать положительную динамику при отсутствии углубления личностных расстройств.

Лечение синдрома Аспергера у взрослых и детей подбирается индивидуально. Оно сочетает немедикаментозное и медикаментозное лечение. В настоящее время не существует лекарственно препарата, который бы лечил именно центральные симптомы синдрома. Исследования по эффективности лечения фармакологическими препаратами ограничены, но специалисты отмечают необходимость диагностики и лечения сопутствующих заболеваний. Медикаментозную терапию необходимо применять с осторожностью, так как побочные эффекты для детей с синдромом Аспергера трудно предсказать.

Немедикаментозное лечение синдрома Аспергера имеет сходство с лечением аутизма. В идеальном случае оно должно сочетать виды лечения, которые корректируют основные симптомы, включая низкие коммуникационные навыки и навязчивые действия. Немедикаментозная терапия состоит из:

  • когнитивно-поведенческой терапии, применяемой для управления стрессом, который был вызван страхом или эмоциями,
  • тренингов социальных навыков для эффективного межличностного взаимодействия,
  • лечебной физкультуры, направленной на улучшение координации движений и логопедии.
Теги: 
1727