Психотерапия раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм, синдром Каннера, аутистический синдром относится к одному из самых тяжелых нарушений развития.

Поведение детей с данным синдромом отличается следующими симптомами:

  • безразличием или проявлением различных защитных реакций на «нормальные» предложения общения;
  • напряженной приверженностью к ежедневному порядку;
  • односторонним, самостимулируемым подходом;
  • плохо развитыми средствами выражения и коммуникации.

Все вышеуказанные показатели отражают состояние познавательной и социально-аффективной незрелости.

Сторонники нейрофизиологической концепции классифицируют данное состояние как проявления нарушений процесса обработки раздражителей нервной системы, противники же в противоположность данному подходу уделяют внимание неверному отношению родителей к ребенку в детстве, что и является причиной расстройств. В данный момент большее количество исследователей признает полиэтиологичность детского аутизма, хотя сущность данного синдрома пока не определена.

При разработке собственной методики лечения детского аутизма И.Б. Карвасарская, Л.С.Железняк и Н.Е. Марцинкевич основывались на том, что развитие индивида происходит постоянно и человеческие функции формируются в соответствии с группо-динамическим опытом. Необходимо отметить, что хотя опыт накапливается всю жизнь, колоссальное значение имеет опыт, приобретенный в раннем детстве. Данные авторы считали, что терапевтическое вмешательство в развитие возможно в любом возрасте и рассматривали человека как целое, которое включает больные и здоровые части. Соответственно, каждый здоровый индивид имеет здоровый потенциал и его поведение определяется такими факторами как наследственная предрасположенность и личностная активность. Значение имеет воля человека, потому что он является участником терапевтического процесса.

Гуманистически ориентированные психотерапевты утверждают, что самым сильным в индивиде считается мотив самореализации или активное развитие личного потенциала.

Цели

Целью детского психотерапевта при работе с ребенком-аутистом, является не устранение симптома, а поиск для контакта здоровых элементов личности и их дальнейшая активация, направленная на развития личностного потенциала. Целью терапии может быть круг социального взаимодействия пациента, а задача детского психотерапевта – создание социально-активной среды вокруг него. В детской терапии эффективным считается моделирование среды, которая состоит из родственников пациента, выполняющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Психотерапевт выступает катализатором, который запускает данный процесс и контролирует его протекание. У детей с психическими нарушениями проблемы, связанные с существованием в обществе, выражены особенно ярко. Дефицитарность общения, обусловленная биологически и социально, приводит к сложностям в социальной адаптации.

По мнению специалистов, таким детям необходимо обеспечить общение (заполнить «коммуникативный» резервуар). Необходимо отметить, что коммуникативные навыки являются основой гармоничного развития личности и могут успешно сформироваться при предоставлении ребенку возможности обучения взаимодействию. Среда, сформированная детским психотерапевтом, создается с максимально приближенными по параметрам к естественным условиям. На основе методик данных авторов была разработана схема поэтапной коррекции активизации социальной адаптации детей с психиатрическими заболеваниями.


Схема поэтапной коррекции активизации социальной адаптации детей

BulletПервый этап — индивидуальные занятия. Проводятся детям, которые находятся в тяжелом состоянии из-за отсутствия коммуникативных навыков. Цель психолога – сформировать у ребенка чувство «коммуникативного удовлетворения». Специалист достигает поставленной задачи при помощи снятия акцентов с информационной и регламентирующих функций коммуникаций и присоединения к здоровым структурам личности. На данном этапе ребенку разрешают различные проявления поведения кроме представляющих опасность для жизни. 

BulletВторой этап  занятия в малой группе (от двух до трех человек). На данном этапе в игровую деятельность включаются сверстники на правах котерапевтов, которые могут показать более зрелые формы при игровой деятельности, отличные коммуникативные и эмпатические способности. Целью является достижение бесконфликтного существования в микросоциуме и заинтересованного отношения к сверстникам. 

BulletТретий этап  работа в смешанной группе (от шести до пятнадцати человек). Данный этап считается самым длительным в психотерапевтическом процессе. Гетерогенные по возрастным параметрам и открытые группы включают детей с разнообразными поведенческими девиациями. Следует отметить, что в ядре коллектива возрастные различия являются минимальными. На практике осуществляется «принцип встречного движения», при котором в начале занятий пациенты, находящиеся в тяжелом состоянии развития коммуникативных навыков, стоят дальше всего от возрастного ядра группы. Это связано с тем, что дети, максимально отличающиеся по возрастному составу, предъявляют друг другу элементарные требования и это уменьшает чувство тревоги и опасности. При развитии навыков общения детей с аутизмом их переводят в группы, приближенные по возрастному уровню пациента. В конце психокоррекционной работы ребенок с аутизмом может строить адекватное взаимодействие с ровесниками и соответствовать предъявляемым требованиям, не испытывая дискомфорта.

BulletЧетвертый этап  занятия в открытой социальной среде. Часто проводятся с занятиями третей группы и включают в себя посещение музеев, экскурсий. Задача данного этапа – закрепить навыки взаимодействия в социуме. Ребенку с аутизмом необходимо посещать данные занятия один или два раза в неделю на протяжении года. Занятие длится около полутора часа. Особое внимание психотерапевту необходимо обратить на подбор участников занятий. Важны не биологические параметры, а уровень социальной зрелости и личностные особенности.

Участники психокоррекционного процесса группируются с учетом принадлежности к четырем основным группам:

  • дети с тяжелыми психическими заболеваниями; 
  • дети с незначительными нарушениями в поведении и пограничными расстройствами;
  • дети с расстройствами социального поведения;
  • здоровые дети – котерапевты (считаются ядром группы).

Оценить эффективность проведенного лечения могут: лечащий врач, родители и психолог. Опыт подтверждает достаточно высокую результативность предложенной схемы. У детей с аутизмом активизируются нормальные взаимоотношения с окружающими, уменьшается чувство страха и тревоги и увеличивается личностный потенциал. Для других участников процесса занятия в группе направлены на формирование позитивного отношения к себе и окружающим, расширение активности и креативности. На основании представления человека как целостного биопсихосоциального образования эффективной считается работа по психологической, социальной и биологической коррекциям.

Предложенная схема поэтапной коррекции является одним из вариантов в системе лечения детей с психическими нарушениями.

У ребенка аутизм? Мы поможем!    Наш телефон

Теги: 
1336