Психообразование

Для отечественной психиатрической практике психообразовательная работа с психическими больными (например, страдающими шизофренией) и их родственниками является совершенно новым видом лечения и реабилитации. Между тем,  в зарубежной литературе психообразование представлено как один из важных подходов  к обучению и психосоциальному лечению и считается едва ли не самой значимой частью всех реабилитационных мероприятий.

Психообразовательный подход относится к так называемому обучающему типу, при котором занятия строятся по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга. Участникам предоставляется информация по конкретным вопросам (например, образование в области течения болезни или медикаментозной терапии).

Групповая работа дает  возможность обсудить полученную информацию с другими участниками, соотнести ее с собственным опытом.  Занятия в группе позволяют поддержать пациента на стабильном уровне функционирования, помогают пациенту лучше понимать характер и особенности психического заболевания и то, как оно влияет на больного и членов его семьи.

Также психообразовательный цикл способствует распознаванию стрессовых факторов, способных  ухудшить болезнь и  помогает сформировать стратегии совладения с ними.

Как проводятся занятия?

Психообразовательные занятия проводятся в закрытых группах (то есть после начала цикла новые участники не принимаются), с количеством участников от 6 до 10-15 человек. Каждый цикл психообразования состоит из 10-12 занятий, продолжительностью 45 минут с частотой 1-2 раза в неделю. Группу ведёт врач-психиатр. Также возможно наличие двух ведущих – врача-психиатра и психолога/социального работника.

Цели и задачи психообразования

Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, которые тесно связаны между собой:

1) Это собственно «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своими заболеваниями, его ходом и течением, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов.

2) Вторая задача, которая о значимости не уступает первой, это обеспечение «психосоциальной поддержки», когда группа больных является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической средой, в которой пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, совладения со сложными ситуациями. Кроме того, посредством участия в группе удовлетворяются потребности в общении.

Показания:

• включается  в комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий для больных шизофренией и другими психическими расстройствами на различных этапах заболевания;

Противопоказания:

А) Психиатрические:

• Не рекомендуется включать в группу больных
  • на высоте острых психических расстройств;
  • с грубым снижением интеллекта;
  • выраженной тревожностью;
  • расторможенностью;
  • неспособностью контролировать поведение.

Б) Психологические:

• недоброжелательное отношение к другим участникам группы;
  • категорический отказ от подобного вида лечения.

В ходе обучения, как пациенты, так и их родственники, учатся распознавать болезненные переживания в самом начале их возникновения, проводить грань между болезненными и здоровыми проявлениями психики, начинают соблюдать сроки посещения и обращаться за медицинской помощью  при появлении первых признаков болезни.

Психообразование не только увеличивает объем знаний, усиливает уверенность в борьбе с болезнью, но одновременно достигаются и непрямые задачи программы:

• улучшаются возможности в сфере уверенного поведения;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и навыки повседневной жизни;
  • появляются новые стратегии разрешения проблем;
  • повышается уровень социальной успешности.

Немаловажное значение имеет и то, что участники могут получить важную информацию не только от терапевта, но и от других участников, обменяться с ними опытом, вместе поискать решение проблем.  Не менее значимым результатом  программы является и то, что она способствует созданию дополнительной сети эмоциональной поддержки.

Вам нужна консультация или запись на прием?    Позвоните нам