Прикладной анализ поведения детей-аутистов

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно классифицируется задержкой и нарушением общественных навыков, поведения и речи. Аутичные дети знают минимальный запас слов, умеют ими пользоваться, но этого недостаточно, для того, чтобы ребенок мог нормально выразить свои мысли. Аутичные дети и сами от этого очень страдают.  Им трудно разобраться в собственных ощущениях. Они с трудом воспринимают грани собственного тела. Слуховое восприятие дается им так же тяжело.

Дети-аутисты выглядят очень медлительными, ленивыми. Они не могут быстро переключаться от одной информации к другой. В основном аутичные дети концентрируются на одном определенном предмете. Если родители будут помнить об этом, обучение ребенка станет намного продуктивнее. При обучении детей-аутистов стоит учитывать, что крики и наказания не приводят к желаемым последствиям. После наказания ребенок может начать вести себя еще хуже.

Почему ребенок-аутист проблемно себя ведет

Поведение таких детей является для них способом общения, выражения эмоций (основа прикладного анализа поведения). Обучение детей-аутистов должно проходить через положительное мотивирование.Перед тем, как начать обучение ребенка, стоит понять его поведение. Воздействовать на его поведение можно, только поняв, какие мотивы им движут. Аутичные дети испытывают потребность в особом подходе. Необходимо подкреплять их поведение различными стимулами. Но при этом важно не допустить вседозволенности. Если родители научатся поддерживать золотую середину между вседозволенностью и запретами, а также идти на компромиссы, дети быстрее пойдут на контакт. Так работает прикладной анализ поведения.

Аутичные дети общаются с миром с помощью капризов, истерик, укусов, щипаний. С их помощью они выражают просьбы, стараются уйти от неприятных ситуаций. Потакать такому поведению нельзя, иначе ребенок будет повторять его снова и снова. При правильном подходе нежелательное поведение постепенно сходит на нет. Если же поведение ребенка сопровождается яркими вспышками гнева, ударами, щипками, пинками (когда ребенок способен нанести серьезный вред себе или окружению), стоит обратиться к детскому психотерапевту. Квалифицированный специалист разъяснит, как правильно понимать и обучать детей с такими особенностями.

Чаще всего родители могут справиться самостоятельно, понять цель такого поведения и разработать план корректировки образа действий своего ребенка. Так же могут начать использовать различные приемы, не обращаясь к специалистам. Тем не менее, только детский психотерапевт сможет составить программу, при которой процесс обучения принесет максимальный эффект.

Основы науки о поведении

Далее поговорим об основах науки о поведении. Поведение состоит из трех основных частей:

  • Часть первая: антецедент – предшествие действию.
  • Часть вторая: действие, которое возникает после антецедента.
  • Часть третья: последствие действия.

Антецедентом могут быть просьба или требование родителя, желание ребенка получить что-либо, привлечь внимание и другие причины.

Действие - это реакция ребенка на антецедент. Например, убежал, закричал, упал на пол в слезах. Действие в понимании ребенка - это средство достижения своей цели.

Последствие идет за действием. Оно является ответом родителя или другого взрослого на действие ребенка. Именно последствие определяет, как ребенок с диагнозом «аутизм» в дальнейшем будет воспринимать антецеденты. Последствие может быть либо положительным, либо отрицательным.

Положительное последствие – это, когда ребенок совершает действие, удовлетворившее просьбу взрослого. Отрицательное последствие – это, когда взрослый отказывается от своей прсьбы или требования, предшествующего действию своего ребенка. При положительном последствии ребенок в будущем начнет подчиняться требованиям родителей. При частом повторении отрицательных последствий, ребенок привыкает, что благодаря его действиям: «крикам», «падением на пол», «слезам» и «истерикам» взрослый отменит свое требование. Таким образом, отрицательное последствие приведет к повторению нежелательных действий ребенка.

Читайте далее о психотерапии раннего детского аутизма

Аутизм у ребенка? Мы сможем вам помочь!    Наш телефон

Теги: 
1363