Цели и план работы с ребенком-аутистом

Работа с аутистами очень сложна для людей, не обладающих специальным образованием, поскольку социальные навыки таких детей плохо развиты или не развиты совсем. Однако коррекционная работа с аутистами крайне важна, ведь именно с ее помощью происходит адаптация детей, больных аутизмом, в обществе. При коррекции поведения ребенка-аутиста никак нельзя обойтись без участия родителей потому, что они проводят со своим чадом большую часть времени. Для упрощения процесса воспитания ребенка родители могут составить специальный план работы с ребенком-аутистом, на который и будут опираться во время занятий.

Любой родитель может самостоятельно разработать план коррекции поведения ребенка-аутиста. При этом, не обязательно быть врачом и тем не менее, чтобы избежать ошибок, наносящих урон психике ребенка, данный план необходимо показать специалисту.  Он должен основываться на целях действий ребенка.

Для начала необходимо отметить антецеденты (предшествие действия), из-за которых последовала определенная реакция, какое указание или просьба были перед действием ребенка, а также отметить его поступки и их последствия. Это определит, что у каждого действия ребенка есть своя цель. Благодаря этому у родителей есть возможность скорректировать каждую цель ребенка. При этом не стоит вмешиваться в каждое действие, нужно только постараться изменить цель действий.

Стратегии работы с детьми-аутистами

Для улучшения поведения ребенка-аутиста понадобится всего три стратегии:

Первая стратегия: надо постараться ассоциировать внимание ребенка с конкретной обстановкой, людьми. Программа для детей с аутизмом не должна никак срываться даже из-за занятости или отсутствия родителя. Все должно быть четко спланировано. Если родителей нет рядом, то занятость ребенка все равно не должна прекращаться.

Необходимо научить ребенка выражать просьбы. Если же неподобающее поведение продолжается, стоит проигнорировать поведение ребенка. Кроме того, рекомендуется оставить его без своего присутствия, а также отказаться от привлечения внимания на небольшое время. Затем родителям стоит переключиться, перестроиться на нейтральное занятие для ребенка.

Вторая стратегия нужна для предотвращения неприемлемого, проблемного поведения. Стоит упростить требования или действия, которые вызывают нежелательные реакции. Требования стоит изменить на простые, а помощь сделать доступной. Стоит распределить весь день так, чтобы подкрепления (приятные для ребенка последствия), шли за определенными сложными для ребенка поступками: «Сначала покушаешь, а потом поиграем».

Необходимо научиться создавать ассоциацию между трудными для ребенка действиями и мощными подкрепителями, такими как: еда, телевидение, интернет, различные игры. В дальнейшем плавно усложнять задания. Если поведение остается прежним, нужно повторить свои требования, не подпускать ребенка к подкрепителям, пока тот не выполнит требования. Всегда надо отслеживать данное поведение, чтобы в дальнейшем еще сильнее не усугубить его.

И последняя стратегия – формирование чувственного опыта, сенсорной стимуляции. Наполните обстановку вокруг чем-то красивым, приносящим удовольствие (игрушки, цветы, музыка). Не отказывайте ребенку в том, что ему очень нравится. Предложите ребенку как можно больше сенсорных предметов и занятий (батут, музыка, мягкие шарики, качели), научите его просить сенсорные предметы – игрушки, от которых он получает положительные эмоции.

Если же неприемлемое поведение продолжается, родителям стоит попробовать игнорировать ребенка, имея в виду, что данное поведение не грозит ему травмой. Препятствуя опасным действиям, следует дождаться, пока ребенок успокоится хотя бы на несколько секунд, затем отвлечь и направить его внимание на что-то другое.

Читайте далее о психотерапии раннего детского аутизма

Цели работы с детьми-аутистами

Основная цель формирования поведения – научить ребенка с признаками аутизма просьбе - это поможет сконцентрировать его внимание на общении. Родители могут помочь ребенку освоить этот навык, применяя различные жесты или показывая на желаемые предметы. Непозволительно также, чтобы кто-то из посторонних людей давал что-нибудь ребенку, когда он плачет или начинает демонстрировать свое поведение.

Если же ребенок демонстрирует проблемное поведение с целью обращения внимания, то стоит научить его одному важному правилу: пока он не успокоится, он ничего не получит. Надо дать понять, что ребенок должен успокоиться и замолчать. Родители также могут показать это жестом, приложив указательный палец к своим губам.

При этом стоит выдержать маленькую паузу, примерно 5 секунд, и затем уже дать то, что просит ребенок, или то, что его обрадует, удовлетворит. Если же ребенок не выдержал паузу и продолжил капризничать, следует начать заново, вернуться к паузе. Это научит его сдерживаться и просить, то, чего он хочет. Тем самым ребенок поймет, что своим негативным поведением он ничего не добьется.

Наказывая детей-аутистов, стоит помнить, что зачастую в результате наказаний они не улавливают связь между своим поведением и негативной реакцией до стороны родителей или воспитателей.

Родителям надо фиксировать, как часто они используют технику наказания, для того чтобы понять, эффективна ли она. Зачастую она не приносит ожидаемого эффекта, поэтому более продуктивно использовать более гибкие методы коррекции поведения.

Читайте подробнее о лечении аутизма

Нужна консультация специалиста? Звоните нам!    Наш телефон

Теги: 
1436