Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) обладают определенными нейропсихологическими особенностями развития. У детей с таким синдромом наблюдаются нарушения при формировании высших психических функций, трудности в формировании школьных навыков и социальной адаптации. 

Существует несколько теорий возникновения СДВГ у детей. К самым распространенным относят:

  • генетическую;
  • социально-психологическую (неправильное воспитание, условия проживания в семье, алкоголизм родственников);
  • биологическую (травмы при родах, органические повреждения мозга в период беременности).

Дети с СДВГ  гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем  эффективно применять нейропсихологическую коррекцию.

Методика нейропсихологической коррекции

В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога Александра Романовича Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций.  Во время осуществления психической деятельности взаимодействую три основные блока мозга человека. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям. 

Первый блок является энергетическим. Он отвечает за поддержание тонуса, который необходим для нормальной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга. 

Для гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности используют ряд упражнений, направленных на активизацию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:

  • дыхательные упражнения и растяжки;
  • различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);
  • телесные упражнения и техники релаксации;
  • глазодвигательные упражнения.

Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, отвечающие за деятельность данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга.  Каждая область отвечает за определенный тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — общечувствительную).

Второй блок включается в себя три надстроенные друг над другом корковые зоны. Вначале, первичные зоны осуществляют прием нервных импульсов. Затем вторичные зоны обрабатывают полученную информацию. Третичные зоны осуществляют логические и грамматические операции, которые требуют участия абстрактного мышления и отвечают за человеческую память.

Для оптимизации данного блока используют упражнения, направленные на:

  • улучшение свойств памяти, внимания;
  • формирование пространственных представлений и отношений;
  • развитие ловкости и плавности произвольных движений.

Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности.  Он находится в передних отделах больших полушарий. Эти отделы организуют сознательную и активную деятельность. У детей с СДВГ процессы не сбалансированы, поэтому рекомендовано применение:

  • ролевых игр;
  • коммуникативных упражнений с вербальным и невербальным акцентирование;
  • упражнений, направленные на повышение саморегуляции, вариативности и рациональности поведения. 

Занятия для детей с СДВГ проводят один-два раза в неделю на протяжении семи-девяти месяцев. В дальнейшем полученные навыки закрепляются в домашних условиях. Необходимость длительности цикла обусловлена тем, что работа церебральных блоков осуществляется заново и происходит исправление сформировавшихся аномальных взаимодействий систем мозга.

Наша клиника имеет многолетний опыт лечения синдрома гиперактивности у детей. Мы, как никто другой, заботимся о том, чтобы процесс лечения был безопасным и максимально эффективным. Помимо нейропсихологической коррекции, нами используются и другие немедикаметозные методики, среди которых когнитивно-бихевиоральная терапия, сеансы биологической обратной связи. Следует не забывать, что своевременная консультация грамотного специалиста поможет предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Узнайте больше о БОС-терапии при синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Вам нужна консультация? Остались вопросы?     Позвоните нам

Теги: 
1856