Фобии

Все мы чего-то боимся, и это вполне естественно. Страх – это обычная человеческая эмоция, проявление защитного инстинкта. Страх делает нас более осторожными и собранными, он готовит человека к противостоянию опасности, даже если она всего лишь предполагаемая. Такое состояние человека является вполне нормальным в определенных ситуациях. Если же страх становится противоестественным, то это свидетельствует о развитии фобии.

Фобия – это стойкий, необоснованный и бессознательный страх перед определенными ситуациями, действиями, явлениями, животными и т.д., не представляющими на текущий момент никакой опасности. Люди, страдающие фобиями, чувствуют себя комфортно до тех пор, пока им удается избегать пугающего их объекта и мыслей о нем.

Таким образом, страхи и фобии отличаются друг от друга в основном интенсивностью проявления. При этом страх является вполне естественной и даже необходимой эмоцией, поэтому лечение страха не является необходимым.

Симптомы фобии

Основным признаком фобии является беспричинный неконтролируемый страх перед каким-то объектом или ситуацией. Состояние страха может сопровождаться следующими вегетативными симптомами:

• внутренняя дрожь от страха;
  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение;
  • предобморочное состояние;
  • покраснение или бледность;
  • приступы удушья;
  • потливость;
  • тошнота;
  • страх умереть или сойти с ума.

Зачастую человек опасается, что в момент появления симптомов он не сможет справиться со своим состоянием и не получит квалифицированной помощи. Тяжелые случаи фобических расстройств могут сделать человека затворником, который боится покидать свой дом.

Получить консультацию врача-психотерапевта, провести диагностику своего состояния и пройти комплексное лечение фобий по индивидуальной программе вы можете как в нашем амбулаторном центре в Москве, так и в круглосуточном стационаре санаторного типа в Подмосковье.

Типы фобий

Согласно международной классификации МКБ-10 фобические расстройства подразделяются на следующие группы.

Агорафобия. Изначально так называлась боязнь открытого пространства. Сейчас под агорафобией понимается целая группа фобий, связанных с боязнью каких-либо пространств и перемещений: боязнь выходить из дома, боязнь магазинов, общественных мест, толпы, боязнь путешествовать в одиночку поездом, автобусом самолетом. Для фобий этого типа характерно появление панических атак. Часто наблюдается избегание фобических ситуаций.

Социальные фобии. Вызваны боязнью пристального внимания со стороны других людей, низкой самооценкой и боязнью критики. Основные симптомы: покраснение, дрожь в руках и тошнота. При социальных фобиях могут также развиваться приступы паники.

Специфические (изолированные) фобии. К этой группе относятся фобии, ограниченные какой-то специфической ситуацией. Таких фобий большинство: боязнь животных, грома, темноты, высоты, лечения зубов и т.д. Их очень сложно объединить в отдельные группы  по каким-то критериям. Для специфических фобий также характерно появление приступов паники

Причины фобий

Многие фобии зарождаются еще в детстве. Детская психика очень восприимчива к сильным эмоциям и переживаниям. Зачастую фобии возникают из-за полученных в детстве психологических травм и сильных стрессов. Иногда фобия может возникнуть из-за того, что ребенок скопировал чье-то поведение.

Основная причина возникновения фобий – психологическая. Тревожность, мнительность, впечатлительность, негативный взгляд на жизнь – все это человеческие качества, которые увеличивают риск развития фобий. Такие люди очень эмоционально воспринимают проблемы, даже воображаемые, что приводит к хронической психоэмоциональной перегрузке. Психоэмоциональная перегрузка в свою очередь негативно влияет на психику человека, и может привести к появлению беспричинного страха.

Диагностика фобий

Симптомы фобий проявляются довольно ярко, когда человек находится в фобической ситуации. Если же человеку удается избегать пугающих его объектов и ситуаций, признаки заболевания могут долго не проявляться.

Обнаружив у себя признак фобии, лучше всего обратиться к специалисту. Он сможет поставить точный диагноз. Кроме того, в условиях медицинского учреждения можно пройти процедуры инструментальной диагностики: электроэнцефалографию (ЭЭГ), электрокардиографию (ЭКГ), диагностику методом вызванных потенциалов (ВП), нейровизуализацию. Эти методы позволят отличить фобию от других психических и даже соматических заболеваний с похожей симптоматикой. Например, при заболеваниях сердца может возникать тахикардия, приступы удушья, при заболеваниях мозга, не связанных с психикой, могут возникать головокружения и обмороки.

Некоторые методы (ЭЭГ, ВП) можно использовать непосредственно для диагностики фобий: аппараты зафиксируют изменения работы мозга, если смоделировать для пациента фобическую ситуацию.

Лечение фобий

Наиболее широко в лечении фобий применяется психотерапия, а именно когнитивно-поведенческая психотерапия, которая направлена на корректирование ошибочных представлений пациента о той ситуации или объекте, который его  пугает. Обычно психотерапия проводится методом погружения пациента в фобическую ситуацию, чтобы он учился контролировать свои эмоции. Разумеется, такая терапия проводится только в присутствии врача. Эффективным методом, дополняющим психотерапию, будет биологическая обратная связь (БОС), которая как раз учит пациента самоконтролю и саморегуляции.

Фармакологическое лечение при фобиях обычно назначается, если форма заболевания тяжелая. Кроме того, употребление препаратов возможно для купирования панических атак.

Возможно лечение фобий гипнозом, однако оно назначается по индивидуальным показаниям.

Клиника «Психическое здоровье» гарантирует безопасное и эффективное лечение фобий. Мы используем только проверенные методы и придерживаемся комплексного подхода к лечению заболевания. Наши специалисты всегда придут Вам на помощь.

Самое главное – не дать болезни Вам навредить. Патологические страх и фобии не исчезают сами по себе и требуют профессионального лечения.

Не откладывайте визит к специалисту!    Позвоните нам

Теги: