Когнитивно-поведенческая терапия при шизофрении

В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия активно включена в систему оказания помощи больным шизофренией. Это эффективное средство в системе мер немедикаментозного лечения шизофрении.

Когнитивная терапия воздействует на искаженные процессы восприятия; обращает внимание пациента на связь между мышлением, эмоциями и поведением; формирует навыки самообладания.

Задачи когнитивной реабилитации при лечении шизофрении

•  стимуляция познавательной активности;
  •  идентификация тех проблем, которые стоят перед пациентом, поиск вариантов их решения;
  •  ослабление выраженности позитивной симптоматики (галлюцинации и бред);
  •  активирование пациента, расширение круга его общения с целью борьбы с негативной симптоматикой;
  •  купирование расстройств депрессивного спектра (постпсихотическая депрессия);
  •  редукция некоторых проявлений когнитивного дефицита (улучшение концентрации внимания, рабочей памяти, исполнительных функций).

Принципы когнитивной терапии при шизофрении

•  фокусирование внимания пациента на относительно нейтральных переживаниях;
  •  ограниченное применение фрустрирующих техник терапии, приемов конфронтации;
  •  минимизация психологической трактовки симптомов болезни;
  •  дистанцирование пациента от бреда и галлюцинаций с помощью использования специальных терминов и наглядных пособий, отражающих структурно-функциональные изменения мозга при шизофрении;
  •  формирование копинг-стратегий, направленных на редукцию симптомов психоза;
  •  контроль за выраженностью симптомов болезни;
  •  планирование сеанса терапии («повестка дня»).

Исследования в области когнитивной терапии

В последнее время, когнитивная терапия бреда, направлена на коррекцию не только «первичных дисфункциональных убеждений», но и на опровержение «вторичных, развившихся вследствии длительного существования системы бреда, убеждений».

Когнитивно-поведенческая терапия способна ослабить выраженность продуктивной психопатологической симптоматики и аффективных расстройств депрессивного спектра (тревога, страх, чувство безнадежности и др.) и является более эффективной, чем другие методы психотерапии (Lewis S. et al., 2002).

Когнитивно-поведенческая терапия улучшает гибкость мышления больного, модифицируя его дисфункциональную систему убеждений, повышает уровень его социально-трудовой адаптации.

Когнитивно-поведенческая терапия тесно связана с проблемно-ориентированной терапией, методами психотерапии, направленными на работу с текущим временем и настоящей реальностью больного шизофренией. В процессе Когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт стремится изменить когнитивную сферу больного шизофренией через верования, атрибуции, логические действия, проблемно-ориентированные решения.

Использование когнитивно-поведенческой терапии при лечении шизофрении

В нашей частной клинике для душевнобольных доказана эффективность когнитивно-поведенческой терапии при лечении шизофрении. Это один из самых действенных методов коррекции психических расстройств. Наши специалисты находят индивидуальный подход к каждому пациенту в рамках данного направления, но можно выделить общий алгоритм проведения когнитивно-поведенческой терапии при шизофрении.

На первых этапах когнитивной терапии необходимо определить основные когниции пациента, выяснить, как он оценивает свое состояние, выяснить его мнение о перспективах, собственном «Я».

Психотерапевт должен обеспечить целый ряд условий, которые включают в себя стабильные требования семьи, предъявляемые к больному в процессе лечения, внимание к ключевым когнитивным операциям, репетицию, регуляцию когнитивных процессов и закрепление ответов, способствующих лучшей адаптации больного в окружающей его социальной среде.

Эмоциональные и когнитивные стрессоры могут спровоцировать рецидив шизофрении, поэтому одной из задач психотерапии является проработка внешних ситуаций, способных обострить течение болезни. Психотравмирующая ситуация может быть продолжительной по времени и разнообразной по своему воздействию на пациента. При этом диапазон его действий жестко ограничен временными рамками сложившейся ситуации.

В ходе психотерапии пациента обучают навыкам поведения в сложных ситуациях. Для этого применяются когнитивные техники структурирования ситуации, поведенческие техники, ролевые игры, направленные на формирование «стратегий преодоления». Нередко подобные занятия включают в себя элементы релаксации.

В последнее время в системе оказания помощи больным шизофренией важную роль стали играть достижения когнитивной социальной психологии, которая в основу понимания социального поведения человека кладет его когнитивные процессы, включая особенности мышления. В центре внимания когнитивной социальной психологии оказываются такие процессы, как: восприятие людьми друг друга, формирование впечатлений о другом человеке, введение в память информации о людях, исследование самопрезентаций и роли эмоций в процессе социального познания. Эти процессы, как правило, нарушены при шизофрении (Corrigan P., Penn D., 2001).

При проведении когнитивно-поведенческой терапии большое значение имеет структурирование домашнего задания, протоколирование дисфункциональных мыслей и иррациональных убеждений.

Когнитивно-поведенческая терапия положительно влияет на комплайенс с больным шизофренией, способствует пониманию иррациональности расстройств восприятия и других психотических переживаний.

В настоящее время когнитивно-поведенческую терапию рекомендуют использовать для профилактики возникновения многих психических расстройств, включая аффективные расстройства депрессивного спектра и шизофрению. Исследования показали эффективность когнитивно-поведенческой терапий на ранней стадии заболевания.

Тем не менее, помимо методов психотерапии, при лечении шизофрении практически всегда используются физиологические методы лечения, включая медикаментозное и инструментальное лечение. Чаще всего, только психотерапия бессмысленна при лечении психических расстройств, и в том числе шизофрении. Лечение шизофрении должно проводиться комплексно, и не любая психоневрологическая клиника может его обеспечить. В нашей частной клинике для душевнобольных есть все условия для успешного лечения и реабилитации больных шизофренией.

Узнайте подробнее о других методах лечения шизофрении в нашей клинике

Вам нужна консультация? Мы знаем, как помочь!   Позвоните нам