Индивидуальная терапия при шизофрении

Большинство психотерапевтов советуют начинать терапию больного шизофренией с индивидуальных встреч.

Метод психотерапии, которым владеет специалист, несомненно накладывает отпечаток на первые встречи с больным. Однако во всех случаях для результативной психотерапевтической работы необходимо постоянно держать в фокусе внимания формирование и укрепление терапевтического альянса между психотерапевтом и пациентом.

Цели и способы проведения индивидуальной психотерапии при шизофрении

В процессе индивидуальной психотерапии с больным шизофренией необходимо терпение, профессионализм, хорошее знание клинической картины заболевания, вопросов его этиологии и патогенеза, тщательное соблюдение разумной и уважительной дистанции с пациентом, последовательность действий, откровенность, чуткость, искренность. Важно придерживаться достигнутых с пациентом договоренностей. Многие психотерапевты, особенно сторонники психоанализа, говорят о необходимости сохранять нейтральность не только по отношению к личности больного, но даже к отдельным симптомам шизофрении. Психотерапевт, работающий с больным шизофренией, балансирует на грани завышенных и заниженных требований, в зависимости от особенностей психического статуса последнего. В этом ему помогает постоянная проверка реальности происходящих событий, стремление направлять беседу в русло «здесь и сейчас».

Одной из задач психотерапии является формирование адекватной внутренней картины болезни, осознание больным факта ее наличия, при этом психотерапевт должен принять больного как личность, оказавшуюся в сложной ситуации.

В процессе беседы с пациентом не следует делать больших различий между шизофренией и другими соматическими и неврологическими заболеваниями, находя общее между ними, например, необходимость придерживаться здорового образа жизни или адекватное отношение к длительному приему медикаментов.

Работа психотерапевта с внутренней картиной болезни предполагает совместный с пациентом поиск тех проявлений психического расстройства, которые последний сам считает болезненными. Это могут быть:

• раздражительность,
  • нарушение сна,
  • неустойчивое настроение,
  • трудности коммуникации,
  • вегетативные расстройства,
  • сложность с концентрации внимания,
  • изменение мышления.

Очень важно быстро сформировать с пациентом доверительные отношения и в дальнейшем поддерживать их. Это возможно в том случае, если пациент видит перед собой высококомпетентного специалиста, не только в области психотерапии, но и по методам лечения психических расстройств.

Опыт показывает, что с пациентом даже на первом этапе психотерапии можно найти компромисс по вопросу генеза отдельных проявлений болезни. Здесь необязательно подчеркивать, что больной действительно страдает шизофренией, гораздо полезнее ориентировать процесс совместной работы на ликвидацию тягостного состояния, например, последствий стресса, который перенес пациент в результате переживаний. В условиях стационара психотерапия больных шизофренией обычно носит краткосрочный характер, интегрирована в систему занятости больного, реабилитационные мероприятия и подразумевает профилактику привыкания к больничным условиям.

Наш опыт психотерапии больных шизофренией показал, что сеансы должны быть по возможности короткими — по 20-30 минут,но сравнительно частыми, на первых этапах реабилитационного процесса по крайней мере не менее 2-3 раз в неделю. По возможности общее количество сеансов терапии на протяжении курса лечения желательно довести хотя бы до 30.

Некоторые психиатры предупреждали о вредности продолжительного содержания в постели больного шизофренией, подчеркивая при этом необходимость развития и укрепления активных сторон психической жизни. По словам В.П. Сербского (1912), «...при отсутствии правильно организованных занятий, болезнь быстро приводит к распаду душевной деятельности, тогда как при благоприятных домашних условиях могут быть достигнуты значительные результаты».

Традиционно считают, что психотерапевтическая работа с больным шизофренией должна активировать его, противостоять тенденции пациента к социальной изоляции, попытке уйти от внешнего мира, погрузившись в мир своих фантазий. Однако негативная симптоматика болезни препятствует этому. Становится оправданным некоторое принуждение пациента к психотерапевтической работе, директивный, авторитарный стиль работы психотерапевта, его раскрытие перед больным как сильной личности. В то же время активация больного шизофренией требует осторожности в связи с возможностью обострения симптоматики психоза.

Динамику состояния пациента в процессе проводимой активирующей терапии некоторые авторы предлагают оценивать с помощью специальных интерпретационных коэффициентов (Аминев Г.А.) («гетерономность», «личностный баланс», «вегетативный баланс», «работоспособность», «стресс»).

Поистине становится искусством умение врача сменить тему разговора, незаметно направив активность пациента в другое русло, отдаленное от его бредовых высказываний. В силу постоянной настороженности и напряженности пациент легко распознает фальшивые слова врача, его ложь, а неоправданные обещания могут серьезно повредить скрупулезной работе, направленной на формирование доверительных отношений. Психотерапия бреда — это в первую очередь обсуждение других симптомов шизофрении, это психотерапия симптомов, не связанных с бредом, например симптомов когнитивных нарушений, особенностей личности пациента.

В случае агрессивного поведения пациента на первых этапах общения с ним нет необходимости в противостоянии, необходимо частичное согласие с точкой зрения больного. Дальнейшая стратегия подразумевает отвлечение и переубеждение. Помните, что больной шизофренией чутко реагирует на интонацию голоса, мимику. Спокойное отношение, негромкий и уверенный голос, понятные короткие и простые фразы оказывают на пациента благотворное влияние.

Психотерапия галлюцинаций требует настойчивости в совместной работе с больным шизофренией. Здесь могут быть полезны такие методы психотерапевтической работы, как обучение различным способам отвлечения внимания пациента.

Методы индивидуальной психотерапии при шизофрении

При шизофрении используются различные методы индивидуальной психотерапии: психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия (Beck A., 1972), экзистенциальная терапия, «терапия, ориентированная на преодоление» (Suellwold, Herrlich., 1998), «персональная терапия» (Hogarty R., 1986), проблемно-ориентированная терапия и др.

Целью когнитивно-поведенческая психотерапия, которая относится к познавательной, эмпирической психологической терапии, основанной на теории обучения, является выявление, анализ, модификация неадаптированных автоматических или скрытых мыслей, убеждений, восприятий, реакций поведения.

Ортодоксальный психоанализ, как и гипнотерапия, в большинстве исследований, по мнению многих специалистов, недостаточно эффективны при лечении больных шизофренией.

Узнайте подробнее и о других методах лечения шизофрении в нашей клинике

Вам нужна консультация? Остались вопросы?   Наш телефон