Анорексия у подростка

В медицинском мире нервная анорексия известна как сознательный отказ от пищи, с целью похудеть. У многих людей, страдающих анорексией, отмечаются нарушения аппетита и «проблемы с питанием» с раннего детства. Наиболее часто специалистам приходится сталкиваться с необходимостью лечения анорексии у подростков и молодых женщин (статистически, именно девочки, начиная с пубертата, рискуют заболеть).

Анорексия (что дословно с греческого языка можно перевести как отсутствие позыва к еде, аппетита) — довольно распространенное психическое расстройство: ею страдает до 1,2% женщин и 0,29% мужчин. Около 80% больных анорексией — это девушки в возрасте 12-24 лет. Остальные 20% — мужчины и женщины зрелого возраста.

Снижение аппетита может быть связано с гормональной дисфункцией, неврологическими нарушениями и некоторыми заболеваниями, но чаще всего приходится сталкиваться с нервной анорексией, которая характеризуется преднамеренным отказом от пищи и навязчивым желанием похудеть. При этом далеко не все страдающие нервной анорексией в действительности имеют лишний вес.

Лечение нервной анорексии направлено на улучшение общего состояния здоровья и включает в себя различные виды психотерапии:

Когнитивная психотерапия позволяют избавиться от ложных представлений о себе как о «толстом неудачнике», формирует адекватную самооценку, помогают пациенту воспринять страсть к похудению как серьезную проблему и найти верные пути ее решения.

Поведенческая терапия формирует и закрепляет верные навыки пищевого поведения. Хороший результат дает и семейная терапия. Фармакологические методы применяются как вспомогательные.

В современных клиниках также используются инструментальные методы терапии.

В подростковом возрасте вопрос внешности становиться необычайно актуален. Повышенное внимание к своему облику, насмешки сверстников, неосторожные замечания авторитетных для девочки лиц, особенно, отца или братьев, некорректные высказывания завистливых подруг могут сыграть роковую роль в развитии нервной анорексии.

Признаки анорексии у подростков:

• это ощущение собственной полноты как проблемы, разрешить которую можно только строгой диетой;
  • болезненный страх располнеть (даже если вес соответствует норме);
  • дробление приема пищи на маленькие порции;
  • отказ от совместного приема пищи с семьей;
  • длительные посещения ванной комнаты;
  • нарушения сна;
  • увлечение причудливыми и опасными диетами;
  • изнуряющие физические упражнения.

При этом снижение массы тела воспринимается подростком как достижение, отсутствие результатов  — как поражение.

Стадии анорексии

Повышенный интерес и недовольство своей фигурой постепенно перерастает в глубокую убежденность в излишней полноте.

На этой стадии развития заболевания, как правило, близкие люди еще не замечают тревожных симптомов. Потеря веса незначительна, да и ограничения в употреблении пищи удается скрывать. Но, в идеале, именно в этот момент родителям нужно быть особенно внимательными. Начало своевременного лечения анорексии у подростков, когда симптоматика еще не столь угрожающа и заболевание не так сильно отразилось на гормональном фоне, обмене веществ, способно помочь избежать непоправимых изменений.

У подростков возникают мысли о необходимости исправления физического «недостатка», которые ведут к ограничению приема пищи, хотя аппетит в это время еще не утрачен.

Начиная с избирательности в еде, исключения высококалорийных продуктов, фанаты стройности постепенно сокращают объем съеденного, затем ужесточают диету, едят преимущественно молочно-растительную пищу.

На этой стадии масса тела снижается на 10-12 %, воздержание от еды эпизодически сменяется приемом большого количества пищи (булимия).

В первое время, когда снижение веса оправдывает ожидания, улучшается настроение, доходя до степени эйфории. Девушки ощущают себя подтянутыми, заявляют о необычной легкости во всем теле. Они оживлены, общительны, не чувствуют усталости. Однако, голодающие как будто бы не замечают отрицательных сторон своего состояния: патологическую бледность, шелушение кожи, истончение и ломкость ногтей, быстро развивающийся кариес.

Второй этап характеризуется активным и упорным ограничением в еде, доходящим временами до полного отказа от пищи. Внешним толчком для этого могут служить насмешки или неосторожные замечания окружающих, касающиеся фигуры, советы похудеть. На этом этапе больные активно практикуют физические упражнения: шейпинг, аэробику, плавание; стремятся все время проводить на ногах.

Стараются сократить сон, стягивают талию поясками, для того, чтобы пища медленнее всасывалась. Иногда вызывают у себя рвоту или применяют слабительное.

Стремление подавить у себя чувство голода заставляет подростков прибегать к приемам различного рода (закармливанию младших братьев и сестер, родителей, повышенному интересу к приготовлению различных блюд). Постоянное снижение массы тела ведет к расстройствам органов и систем (желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы), нарушаются процессы обмена веществ.

Следующий этап наступает спустя 1-1,5 года после начала активного ограничения приема пищи. Больные выглядят резко истощенными, с осунувшимся лицом землистого цвета, полностью исчезнувшим подкожно-жировым слоем, пигментированной, шелушащийся кожей. Появляются трофические язвы, пролежни, падение температуры тела. Порой больные не хотят видеть себя в зеркале, как бы стыдятся своей худобы. Попытки накормить больного вызывают бурную реакцию протеста.

Внимание: Возможен летальный исход в пределах 2-40%.

Поскольку большинство скрывают свое голодание, то родители теряются в догадках, почему ребенок так катастрофически худеет. Они обследуют подростков у эндокринологов, терапевтов, педиатров, а поскольку у них действительно развиваются заболевания внутренних органов и эндокринная патология, то их долго и безуспешно лечат врачи общемедицинской практики. Поэтому родителям необходимо знать об этом нарушении, и, в случае если наблюдается потеря массы веса тела, проконсультировать подростка у врача-психиатра.

Следует помнить: лечение нервной анорексии может быть успешным только при своевременном обращении к специалисту. К сожалению, без лечения нервная анорексия в 5-10% случаях приводит к смерти из-за необратимых изменений внутренних органов.

Если Вы обнаружили перечисленные выше признаки, то обратите внимание: именно психиатры могут справиться с такой проблемой, как лечение нервной анорексии у подростков. Своевременно оказанная помощь способна не только предотвратить заболевание, но и, в случае с анорексией, спасти жизнь.

Узнайте подробнее: Как лечат анорексию в нашей клинике?

Не теряйте время, звоните сейчас!   Позвоните нам