Нервная анорексия

В последние годы нервная анорексия является самым распространенным психическим заболеванием среди молодежи. Это расстройство пищевого поведения, при котором стремление молодых людей хорошо выглядеть часто переходит в игру со смертью.

Начинается анорексия незаметно: человек (чаще всего, это молодая девушка, но бывают и исключения) просто решает похудеть, садится на диету, некоторые начинают больше заниматься спортом. И поначалу все хорошо: изменения видны налицо, что вызывает приподнятое настроение и восторженные отзывы со стороны окружающих. Это стимулирует молодых людей продолжать в том же духе. Диеты становятся все более жесткими, а спортивные упражнения (если больной прибегает к ним) более интенсивными. Постепенно стремление похудеть заменяет все остальные жизненные интересы и становится главной целью в жизни.

С этого момента проблема становится очевидной. Смотря на себя в зеркало, больной анорексией видит ужасные недостатки, которые можно исправить только голоданием и физическими нагрузками. Он настолько зацикливается на небольшом недостатке (к примеру, выпирающий живот), что не замечает того, как ограничения в питании постепенно приводят его к истощению. И никакие уговоры близких людей не меняют его отношения к собственной внешности.

И вот истощение уже грозит отказом органов, а больной до сих пор не осознал, что нуждается в помощи. И в большинстве случаев единственным способов помочь является психиатрическое вмешательство. Самое важное, — чтобы оказание помощи было своевременным. Чем раньше начать лечение, тем благоприятнее будет его прогноз.

Как же вовремя понять, что у близкого человека анорексия, и не допустить тяжелых последствий?

Основные симптомы анорексии

• навязчивые идеи похудения, снижения веса, во что бы то ни стало;
  • неправильное восприятие собственного тела (преувеличение и акцентирование внимания на отдельных особенностях: «у меня полные бёдра, поэтому необходимо худеть». При этом больная анорексией чувствует себя толстой при очень хрупком телосложении или даже истощении);
  • фактический недостаток веса;
  • чрезмерное увлечение специальными диетами для похудения, комплексами физических упражнений с целью снижения веса. Реальная польза или вред для здоровья при этом уходит на второй план;
  • попытки вызвать рвоту после приёма пищи.

Снижение веса вызывает нарушения работы фактически всех органов тела. Первыми исчезают месячные. Изменяются уровни гормонов. Истощение доходит и до главной мышцы организма — сердца.

Часто больные не замечают или отрицают слишком низкий вес тела и отрицательное влияние похудения на их здоровье. С влиянием ограничения в питании на мозг снижается концентрация внимания, повышается утомляемость.

Дополняют список признаков анорексии:

• депрессия, склонность к суициду;
  • нарушения сна;
  • потеря интереса к ранее значимым вещам, хобби, увлечениям.
Узнайте подробнее: Как проявляется анорексия? И как меняется личность больного?

Чем опасна анорексия?

Диагностика анорексии

Перед  тем, как начать лечение, необходимо провести диагностику. Во-первых, это поможет понять, действительно ли перед врачом случай анорексии или какое-то другое расстройство. Ситуация может быть даже более серьезной, поскольку часто анорексия является признаком шизофрении. А также при возбужденных состояниях (будь то психозы или истерия) часто наблюдается отсутствие аппетита.

Во-вторых, диагностика позволит определить, на какой стадии находится болезнь и на какие неблагоприятные последствия голодания следует обратить внимание в первую очередь.

В процессе диагностики уточняются симптомы, проявляемые пациентом, исключаются другие психические расстройства, нормальный недостаток веса в подростковом возрасте, конституционные особенности пациента, опухоли мозга, вирусные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также побочные эффекты от приема лекарственных средств. Также диагностика определяет основные пути лечения анорексии.

Проводится рад обследований:

• консультация психиатра для уточнения симптомов;
  • МРТ для определения атрофий мозга и исключения опухолей мозга;
  • анализы крови, с помощью которых определяется недостаток питательных веществ, а также гормональный статус.

Комплексный подход к лечению анорексии включает:

• восстановление физических функций организма,
  • обучение правильному пищевому поведению,
  • формирование правильного представления пациента о своем теле,
  • психотерапию для быстрейшей социализации,
  • работу с сопутствующими заболеваниями: депрессия, тревожность.

Также важную роль в лечении играют инструментальная терапия и медикаментозное лечение.

При правильном подходе и своевременном начале лечения анорексия полностью обратима. По статистике, почти половина пациентов полностью излечивается, у трети иногда наблюдаются рецидивы. В остальных случаях болезнь принимает хроническую форму.

Наша клиника уже более 10 лет занимается лечением анорексии. Если столкнулись с проблемой анорексии, посетите наш амбулаторный центр в Москве.

Где лечить анорексию?
Интервью специалиста клиники «Психическое здоровье» врача-психиатра, психотерапевта стационара  Паниной А.В.
Узнайте подробнее: Как лечат анорексию сегодня?

Остались вопросы? Нужна консультация?   Позвоните нам